Хочу читать!

Хочу читать! Такие слова от малыша приятно услышать каждому родителю. А как этого добиться? Ведь ни для кого не секрет, что современного ребенка с самых малых лет гораздо больше привлекает телевизор и компьютер с играми-стрелялками, бродилками и гонками.

Шаг первый. По старой и доброй традиции обратимся к самим себе вот с таким вопросом. А когда я сам последний раз брал в руки книгу? Заметьте, книгу, а не книжонку незамысловатого содержания, и не бульварную прессу? Ответили себе честно? Тогда возьмём на заметку, что с этого дня мы начинаем читать литературу “для себя”. Ведь, если в Ваших руках каждый вечер появляется книга, которую Вы читаете для себя, то и у ребенка возникает, как само собой разумеющееся, желание обратиться к книге. Вспомните своё детство. Не охватывало ли Вас любопытство и желание, когда кто-то из родителей читал книгу, заглянуть через плечо, и узнать что такого интересного там, в книге? Так почему бы не доставить такого удовольствия нашим детям? И пусть разочарование малыша по поводу отсутствия картинок Вас не смущает, главный маленький шажок уже сделан – мы посеяли зерно интереса к книге. Теперь важно правильно взращивать всходы, что бы этот интерес не угас.
 
Шаг второй. Ищем время на общение с малышом. Собственно, в будние дни этого времени не так уж и много: час с утра перед садиком и три часа после садика (при условии соблюдения режима). Мамы, конечно, очень загружены заботами и хлопотами, а детям очень нужно их внимание. Так, где же найти время? Одна моя знакомая нашла простой выход из положения, выставив на балкон телевизор. Я, конечно, не призываю Вас действовать таким радикальным способом, но, согласитесь, что телевизор занимает в нашей жизни далеко не последнее место. Иногда он работает так, для фона. А нужен ли нам такой фон? Мы, подчас, и не вслушиваемся в то, что звучит из динамиков телевизора, чего не скажешь о детях. Утро в детском саду начинается с обсуждения последней серии популярных сериалов. Так не лучше ли будет провести вечернее время не в компании телевизора, а вместе с семьёй?
Итак, стараемся включать телевизор как можно реже. Вместо этого знакомимся с книгами, рассматриваем иллюстрации и читаем, читаем, читаем…. Предложите ребенку самому выбрать книгу, и после прочтения обязательно поговорить с ним о том, что вы прочитали. Задайте вопросы по содержанию, обсудите с ним главных героев, чем они понравились или не понравились. Рассмотрите иллюстрации.
 
Шаг третий. Читаем для малыша только те книги, которые соответствуют его возрасту. Мы уже писали, что рекомендовано для чтения в том или ином возрасте Программой воспитания и обучения ребенка в детском саду. Конечно, не стоит ограничиваться только списком данной литературы. Полки книжных магазинов поражают своим изобилием и часто детская литература уже распределена по возрастам. Поэтому свой выбор можно остановить либо на сборнике сказок, соответствующего возрасту, либо на творчестве того или иного поэта, т.к. рифмованный текст детьми воспринимается легче. Ведь не даром народное творчество для малышей начинается с колыбельных песенок, прибауток и потешек. С самых первых дней малыш приобщается к этнической культуре, зашифрованной в напевной рифме. Однако всегда помните, прежде чем прочесть ребенку новую книгу, познакомьтесь с ее содержанием сами, чтобы не сталкиваться потом с проблемами, которые появляются после прочтения сказки ребенку. Проиллюстрирую примером из практики. Малышу на день рождения подарили большую красивую книгу с русскими народными сказками. Мама, не задумываясь о последствиях, прочитала ему вечером сказку “Лихо одноглазое”, но не обсудила содержание. В результате ребенок не спал всю ночь, так как крайне эмоционально воспринял прочитанное.
 
Шаг четвертый. Помните, о том, как начинаются восточные сказки “Тысячи и одной ночи”? Мудрая Шахерезада рассказывала царю Шахрияру увлекательную историю, где самое интересное место приходилось на рассвет, а с восходом солнца продолжение сказки откладывалось до следующей ночи и так продолжалось тысячу и одну ночь. Эту мудрость Востока мы можем взять на вооружение. Для детей пятого-восьмого года жизни целесообразно читать длинные сказки и рассказы, продолжение которых, можно отложить “на завтра”. Для чего? Для поддержания интереса малыша к книге. А прежде чем начать читать продолжение истории, вспомните, что было до этого. Тем самым, мы активизируем память ребенка и развиваем способность, пересказывать ранее прочитанный текст. Возможно, что в начале ребенку будет трудно самостоятельно вспомнить то, что было прочитано вчера. Не откажите ему в помощи, но помощь не должна быть явной. Порассуждайте вместе, что же там было, в начале сказки. Начните рассказывать и, посетовав на забывчивость, обратитесь с вопросом к малышу “А что же было дальше, ты помнишь?”
 
Шаг пятый. Когда начинать учить ребенка читать? На этот вопрос нельзя ответить однозначно. У каждого малыша свой темп развития и формирования навыков, необходимых для обучения чтению. В любом случае, начинаем обучение чтению с подбора игр, направленных на выработку этого навыка. Учиться читать, должно быть интересно! Заставляя читать малыша, мы “отбиваем” желание дружить с книгой.
 
Для детей уже читающих по слогам есть книжки с подсказками, где ключевые слова заменяются картинкой, что пробуждает неподдельный интерес малыша и “увеличивает” скорость чтения.
И ещё, не забывайте хвалить ребенка даже за малые успехи, ведь научиться читать – это огромный труд!

“Учитесь и читайте. Читайте книги серьёзные. Жизнь сделает остальное.” (Ф.М. Достоевский)

Читаем и разбираем сказки с малышом 4-5 лет

Часто ли вы задавали себе вопрос, для чего нужна нашим детям сказка? И почему на Руси сказки и былины рассказывали, так называемые, сказители?

Да не просто рассказывали, а сопровождали повествование музыкой, песнями, перемежая пословицами да присказками? Помимо основной, сюжетной линии сказки перед маленькими слушателями раскрывался тайный смысл родного языка, образность, многозначность, яркость и, конечно, мудрость. В тоже время стихотворный слог, как мы уже говорили, воспринимается детьми гораздо легче, чем проза, а музыкальное сопровождение лишь усиливает этот эффект.
Даже глухие дети способны чувствовать вибрацию воздуха во время звучания музыки. Сказки бывают фольклорными (народными) и авторскими. Фольклорные сказки не имеют автора, и их история насчитывает сотни лет, их рассказывали странники, а позже отставные солдаты.
Авторские сказки обычно написаны в народнопоэтическом стиле и имеют автора, по времени они гораздо моложе фольклорных. Среди известных сказочников П.П. Ершов, А.С. Пушкин, К.И. Чуковский, П.П. Бажов, Е.Л. Шварц и др.
Хотелось бы отметить, что мы с вами, уважаемые родители, имеем возможность читать, рассказывать и слушать сказки благодаря К.И.Чуковскому, который отстоял право сказки на существование в 20-е годы прошлого столетия.
Тогда против сказки велась целенаправленная борьба: её считали ненужным, а то и вредным чтивом, развивающим в детях пустую мечтательность. И “Мойдодыр” (1923), и “Муха-цокотуха” (1924), и “Бармалей” (1925), и “Айболит” (1929), а так же другие произведения писателя выдержали множество запретов.
 
Что же касается фольклорных сказок, то они делятся на следующие жанры:
  • cказки о животных, в которой основными действующими героями будут животные, они разговаривают, совершают добрые или плохие поступки, ведут себя как люди. Большая часть этих сказок содержит комичную составляющую, когда один из героев обманывает или шутит над другим героем;
  • волшебные сказки обычно по структуре более сложные, чем сказки о животных. Здесь главными героями в основном являются люди, животные выступают обычно только, как помощники (Серый волк, богатырский конь);
  • бытовые сказки, герои таких сказок обычные люди: крестьянин, солдат, наемный работник, они борются за справедливость, иногда с нечистой силой и побеждают благодаря смекалке, ловкости и храбрости.
 
Наиболее любимыми детьми являются сказки волшебные, где добро обязательно побеждает зло и в помощь положительному герою предлагаются разные волшебные вещи. Ведь чаще всего ребенок перекладывает тот или иной образ на себя, представляя себя на месте главного героя. Не мене любимыми для детей остаются и сказки о животных, в которых высмеивается страх и глупость, жадность и злость.
В возрасте 4-5 лет дети способны более глубоко осмысливать эмоционально-образное содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание. Они могут различать жанры литературных произведений и некоторые их специфические особенности. Поэтому, читая с детьми сказки, необходимо обращать внимание ребенка не только на содержание, но и на выразительные средства, используемые автором.
После прочтения сказки желательно обсудить её с малышом, соблюдая определенную последовательность, что способствует пониманию, запоминанию и прочувствованию ее глубокого идейного содержания, поэтических образов и художественного достоинства. Более того, необходимо подвести малыша к пониманию смысла пословиц, их места и значения в речи; научить придумывать связное повествование по содержанию пословицы.
 
Итак, шаг первый. Выбираем сказку. Сказка должна соответствовать возрасту ребенка. Это важное условие, т.к. малышу должен быть понятен смысл прочитанного.
Сегодня мы выбираем русскую народную сказку “У страха глаза велики”.
 
Шаг второй. Начинаем читать с названия, и если есть автор, обязательно озвучиваем фамилию, что создаёт в памяти ребенка некоторую “авторскую копилку”. Разобрать название сказки можно, примерно, так:
– Сегодня мы прочитаем с тобой сказку “У страха глаза велики”. Как ты думаешь, о ком или о чем будет эта сказка? А как ты понимаешь эту пословицу “У страха глаза велики”?
 
Шаг третий. Проводим словарную работу, т.е. заранее разбираем непонятные для малыша слова, которые нам встретятся в тексте.
– Послушай, нам в сказке встретится слово “водоносы”, как ты думаешь, кто это такие? (Если ребенок затрудняется, то мы сами поясняем значение данного слова) Водоносы – это люди, которые носят воду. Нам сейчас не нужно воду носить, у нас в квартире водопровод, а раньше люди ходили за водой в колодец или на родник. Наберут ведро воды и несут домой. (Так же непонятными могут быть для ребенка слова: схоронилась, медведище, котище, их необходимо объяснить).
 
Шаг четвертый. Беседуем и размышляем о прочитанном.
– Кто главные герои сказки?
– Вспомни, как их называют в сказке. Как они ходили по воду?
– Кого испугались водоносы?
– Что показалось бабушке? А что – внучке? курочке? А что представил зайчик?
– Чему учит эта сказка? Главная мысль коротко выражена в пословице “У страха глаза велики”. Можно еще сказать по-другому: “Трусливому зайке и пенек – волк”.
 
Шаг пятый. Соотносим сказку с реальной жизнью. Предложите ребенку вспомнить, не было ли в его жизни подобного случая. А может быть, такая история произошла с вами? Поделитесь ею с малышом. Здесь же можно и пофантазировать, придумать новую историю, которая называется “Трусливому зайке и пенек – волк”.
– Придумай об этом свою сказку.
 
Русские народные сказки особенно хороши тем, что они близки ребенку, связаны с повседневной жизнью. Поэтому, если и в жизни нам встречается подобная ситуация, не лишним будет напомнить ребенку, что об этом мы уже читали в сказке. Или комментируя какое-то событие, опишите его с помощью пословицы. Тем самым и ваша речь станет более колоритной, и в активной речи ребенка закрепится данное образное выражение.

Читаем и разбираем рассказы с малышом 5-6 лет

Знакомя ребенка с жанром рассказа в старшей группе, мы стремимся раскрыть перед ним общественную значимость описываемого явления, взаимоотношения героев, обратить внимание на то, какими словами автор характеризует и самих героев, и их поступки.

Кроме того, объясняем, что такое рассказ и сказка, и чем они отличаются.
Так что же такое рассказ? Рассказ – это произведение небольшого объёма с малым количеством героев и кратковременностью изображаемых событий. Сказка является одним из основных произведений народного фольклора, в содержании которой отсутствует строгая достоверность “сказка – ложь, да в ней намек”. Итак, в рассказе сюжет основан на реальных событиях или событиях, которые могли бы произойти в обычной жизни, а в основе сказки – вымысел.
 
Любой рассказ несёт определённую идеологическую нагрузку, поэтому вопросы, которые мы обязательно зададим малышу после прочтения, направлены на выявление понимания ребенком основного содержания и умения оценивать действия и поступки героев.
Любой теоретический материал становится понятным только при рассмотрении примера. Сегодня мы с вами разберём вариант работы над рассказом на примере произведения Николая Николаевича Носова “Живая шляпа”. Мы рассмотрим, как можно учить детей понимать юмор ситуации; как уточнить представление ребенка об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров; как учить малыша придумывать продолжение и окончание рассказа.
 
Шаг первый. Повторение – мать учения.
– Сегодня мы с тобой прочитаем одну очень интересную историю. Вот только я забыла, что это такое сказка или рассказ. Помоги мне, пожалуйста, вспомни, чем отличается рассказ от сказки. (В рассказе говорится о том, что случилось в жизни или могло случиться. В рассказе нет чудес и сказочных выражений.)
 
Шаг второй. Знакомство.
Начинаем, как обычно с названия рассказа и автора. Называем фамилию имя и отчество автора полностью и, конечно, не забываем о словарной работе. Некоторые предметы, описываемые в рассказе, могут быть неизвестны малышу, поэтому мы предварительно читаем рассказ сами и выбираем те, слова, которые вызовут непонимание со стороны ребенка. В данном произведении непонятным может быть слово комод. Поэтому мы обязательно объясним малышу, что комод – это мебель с выдвижными ящиками для хранения белья и других домашних вещей.
 
Шаг третий. Читаем и разбираем.
После чтения рассказа побеседуем с ребенком, придерживаясь следующего плана:
– Как ты думаешь, смешная эта история или печальная? Что тебе показалось самым смешным?
 
– Почему мальчики подумали, что шляпа живая?
– Расскажи, как мальчики испугались.
– Как узнали мальчики секрет шляпы?
– Рассказ называется “Живая шляпа”. А как бы ты назвал этот рассказ?
– В каждом рассказе и в каждой сказке обязательно есть три части – начало, середина и конец, иначе ничего не было бы понятно. Вспомни, как начинается рассказ “Живая шляпа”. Какое название можно придумать для этой части?
– Какая вторая часть рассказа? О чем в ней говорится? Какое название можно придумать для этой части?
– Чем закончилась история про мальчиков и котенка? Какое название можно дать третьей части?
– Вспомни, как зовут автора этого рассказа.
 
Шаг четвертый. Рисуем и рассуждаем.
Продолжением рассказа может послужить иллюстрация к рассказу или его части выполненная самим ребенком. Перед началом иллюстрирования попросите малыша описать, что же появиться на его рисунке.
 
Шаг пятый. Размышляем и соотносим.
Попросите ребенка выбрать пословицу, наиболее подходящую к этому рассказу. Подходящих пословиц может быть несколько.
Без терпенья нет ученья.
Трус своей тени боится.
Кто за все берется, тому ничего не удается.
Дело мастера боится.
На смелого собака только лает, а трусливого всегда кусает.
 
Шаг шестой. Фантазируем.
Предложите ребенку самому придумать продолжение рассказа “Живая шляпа”.
– Как ты думаешь, а что могло бы произойти с ребятами и котом Васькой дальше. Давай, придумаем свою историю.
Другим вариантом творческой работы может быть продолжение рассказа по вашему зачину.
– Сейчас я тебе предложу интересное задание – придумать окончание рассказа. Послушай, с чего все начиналось: “Однажды жарким летним днём дети пошли купаться на озеро. Вода была такая теплая, прозрачная и освежающая, что детям не хотелось выходить на берег. Ваня нырял, Вера плыла на спине, а Дима и Таня играли с мячом. И вдруг…”
– Что случилось дальше, и чем закончилась эта история, придумай сам. Но помни, что тебе надо придумать окончание рассказа, а не сказки.
Вариант продолжения этой истории, предложенный ребенком, можно даже записать, а затем предложить своё видение развития событий. К этой работе можно привлечь всю семью. И тогда занятие превратится в увлекательное соревнование.

Книга есть жизнь нашего времени, в ней все нуждаются – и старые, и малые. (В.Г. Белинский)

Титова И. А., учитель- логопед, первая кв. категория