Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми с ОВЗ

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения.
Применение данной методики в работе с детьми с особыми возможностями здоровья позволяет улучшить память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость, повысить способность к произвольному контролю, гармонизировать эмоциональную сферу. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме наступают положительные структурные изменения.
И чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Для результативности данной работы необходимо соблюдать определенные требования. Основными требованиями является точное выполнение движений и приемов. Поэтому педагог обязан сначала сам освоить все упражнения, а потом обучать других.
* Растяжки – нормализуют гипертонус и гипотонус мышц опорно-двигательного аппарата.
 
Тряпичная кукла и солдат. Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы  подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. Вы почувствовали, что  научились расслабляться?
 
* Дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
 
«Свеча»      Сидя за партой, представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу.
 
А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.
 
Глазодвигательные упражнения – позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
 
«Глаз – путешественник». Не поворачивая головы найдите глазами тот или иной предмет, который я вам буду называть.
 
* Телесные движения – развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.
 
«Ухо—нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
 
Упражнение для развития мелкой моторики – стимулируют речевые зоны головного мозга.
 
Кулак-ребро-ладонь.     Проба выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. При затруднениях в выполнении ребёнок может помочь себе командами («кулак-ребро-ладонь»), произносимыми вслух или про себя.
* Массаж – воздействует на биологически активные точки.
 
а) Оттянуть уши вперед, затем назад, при этом медленно считая до 10.  Упражнение сначала делаем  с открытыми глазами, затем с закрытыми.
 
б) Двумя пальцами правой руки массируем круговыми движениями лоб, а двумя пальцами левой руки – подбородок. Считаем до 10.
 
* Упражнения на релаксацию – способствуют расслаблению, снятию напряжения.
 
Это упражнения, которые могут  входить в один комплекс, предварительно разучивать упражнения не надо, они разучиваются постепенно. Чтобы поддержать интерес у детей в выполнении упражнений можно использовать стихи, игры, сказки.
 
Титова И. А., учитель-логопед, первая кв. категория