Семинар-практикум по составлению описательных рассказов детьми в ДОУ

На сегодняшний день в дошкольном образовании речь является одной из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успех обучения детей в школе.
В нашем детском саду прошел семинар-практикум по составлению описательных рассказов детьми в ДОУ. Учить детей дошкольников составлять описательные рассказы, является важным аспектом их развития. Умение ребенка точно, поэтапно и образно описывать предмет способствует развитию речи детей их внимания и мышления.
С педагогами ДОУ вспомнили жанры рассказа, приемы, которые облегчают ребенку составление описательных рассказов.
 
Описательные рассказы бывают 3-х видов:
  • описательные: описание одного предмета;
  • сравнительные: описание 2-х предметов с контрастными признаками (причём поэтапно сопоставлять их однозначные признаки);
  • объяснительные: это рассказ с элементами рассуждения и доказательств.
Особенности описательного рассказа:
  • описательный рассказ в отличие от повествовательного рассказа не имеет сюжета и фабулы;
  • в описательном рассказе отсутствует временная последовательность, тогда как в повествовательном – события передаются в определенной временной последовательности.

  Примерная структура описательного рассказа:

  • название предмета или явления, описываемого в рассказе;
  • характерные признаки предмета или явления (внешние и внутренние);
  • назначение предмета или явления и как с ним взаимодействовать;
  • какую пользу приносит;
  • отношение к данному предмету или явлению.
Структура плана, вытекающая из структуры рассказа:
  1. Кто это или что это?
  2. Характерные признаки предмета или явления.
  3. Внешний вид (форма, цвет, размер, материал…).
  4. Назначение (где используется, какую приносит пользу…).
  5. Отношение к описываемому.
Речь более образная, с большим количеством признаков предметов (прилагательных) и признаков действий (наречий).
Описательный рассказ труднее для составления, чем повествовательный.
Общие моменты в работе по обучению составления описательного рассказа
I.  Систематические речевые тренинги -тесно связанные с темой высказывания (сказки, басни, рассказы).
  • Обязательные лексические упражнения (подбор признаков и действий к предметам, синонимов и антонимов, родственных слов…).
  • Грамматические упражнения, способствующие овладению грамматическим строем языка (формо- и словообразование, восстановление деформированных фраз и грамматических форм слов. Составление различных по сложности и типу предложений).
  • Постоянный фонетический контроль, сочетающийся по мере надобности с фонетическими упражнениями, особенно закрепляющими произношение слов сложной звуко-слоговой структуры.
  • Совершенствование диалогической речи (упражнение в ответах на различные по сложности вопросы, использование в ответах разнообразных по типу и сложности предложений, в том числе и сложноподчиненных с придаточными причины, цели, времени).

II. Опора на взаимное влияние и постоянное взаимодействие речевых и познавательных процессов, плановая комплексная работа по одновременному совершенствованию тех и других.

III. Обучение планированию законченного речевого высказывания, структурированию содержания текста, композиционному оформлению.
  • Составление плана (различные виды в зависимости от содержания текста, его сложности и уровня сформированности связной речи).
  • Запоминание и воспроизведение плана рассказа детьми не только и не столько как средства развития памяти, сколько в качестве эффективного способа структурирования детьми содержания своего собственного связного высказывания и самоконтроля за собственной речью.

IV. Непосредственное обучение составлению описательных рассказов.

  • Широкое применение вариативности ответов на поставленные вопросы с целью их совершенствования, выбора наиболее удачных, наиболее точных, а также для предупреждения механического запоминания.
  • Объединение нескольких составленных предложений в связное, последовательное, законченное высказывание.
  • При необходимости использование в качестве зрительной опоры и вспомогательного средства для удержания в памяти плана зрительных символов, пиктограмм, схем.
  • Оказание педагогом помощи детям в построении фраз и целых законченных высказываний, в обогащении фразовой речи вообще и преодолении   стереотипности в частности, а именно:
  1. На начальном этапе обучения монологической речи широкое использование данного педагогом образца с обязательным последующим анализом, вычленением ключевых моментов, некоторых фраз, несущих важную   смысловую нагрузку, отдельных ярких оборотов, выражений.
  2. По мере развития монологической речи происходит вытеснение, замена образца подсказкой логопеда в виде подходящего к контексту опорного слова или опорных слов, начала фразы.
  3. Помощь в конструировании сложных предложений, преобразовании и распространении различными способами простых предложений.

Особого внимания заслуживает четкое предварительное планирование занятий, в частности, продуманное формулирование и оттачивание каждого вопроса педагога с учетом содержания составляемого описательного рассказа, законов и норм литературного языка и, что не менее важно, ожидаемых, предполагаемых, смоделированных педагогом ответов детей на его вопросы.

Титова И.А., учитель-логопед, первая кв. категория