Хорошо известно, что развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний, умением общаться и ладить с другими людьми. Эмоции с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой – сами существенным образом влияют на его познавательные процессы, поведение и общение. Только при правильном развитии эмоций и навыков общения можно говорить об адекватной самооценке ребенка и состоянии общего душевного комфорта, т.е. состоянии эмоционального благополучия. Именно поэтому развитие эмоциональной и коммуникативной сферы у детей в дошкольном возрасте должно проходить в комплексе, неотделимо одно от другого.
Если ребенок эмоционально стабилен, умеет различать, понимать свои и чужие эмоциональные состояния и способен к эмпатии, не испытывает трудностей в общении с детьми и взрослыми, только в этом случае может идти речь о полноценном развитии психического здоровья и личности ребенка в целом.
Необходимо осуществлять коррекционные занятия с детьми, способствующих развитию эмоциональной сферы, чувства эмпатии, умению общаться с детьми и взрослыми и не бояться этого общения, повышению самооценки и уверенности в своих силах, снижению и стабилизации уровня тревожности.
Поэтому взрослые (родители и педагоги) должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком, так как взаимоотношения с другими людьми, их поступки – важнейший источник формирования чувств дошкольника: радости, нежности, гнева и других переживаний.
Аносова Е. В., педагог- психолог, первая кв. категория