Как научить ребенка убирать свои игрушки?

Существует точка зрения, согласно которой, от ребенка  нельзя требовать порядка в игрушках. И не только потому, что он по малолетству не способен его соблюдать, но прежде всего потому, что взрослые, родительские представления о порядке чужды его природе, возрастным особенностям психики. Требование «держать все на своих местах, и не разбрасывать вещи, где попало» тормозит развитие творческого потенциала малыша, угнетает его исследовательскую активность. Ребенок развивается по  закону: вначале его мир – это первобытный хаос, который он затем начинает упорядочивать.

     Бесспорно, в этой теории есть доля истины. Ваш взрослый порядок, когда все «по полочкам», ребенку действительно не нужен и не интересен. В таком упорядоченном извне мире не остается пространства для творчества. Но возникает вопрос: как совместить потребность юного творца в первобытном хаосе с потребностью родителей все-таки где-то жить? Приходится искать компромиссы. В идеале у ребенка должна быть отдельная комната, в которой он и устраивает все так, как ему нужно – хаос, так хаос – и пространство для творчества не ограничено ничем, кроме соображений безопасности. В реальной жизни отдельная детская – роскошь, доступная далеко не всем, поэтому остается лишь каким-то образом делить ту территорию, что имеется в наличии. Скажем, повсюду на обоях рисовать нельзя, но в определенном месте на стене всегда висит большой лист ватмана – специально для упражнений в настенной росписи. Игрушки, рассыпанные по всей комнате, хотя бы к вечеру должны быть убраны, но под столом устроен «домик», и там маленький хозяин может убирать только то, что считает нужным.

     Если вы не хотите дожидаться того времени, когда вашего  ребенка этому научат в садике, начинайте… играть. Да, именно играть, а не приказывать, требовать или уговаривать. Играть можно в погрузчики, краны, снегоуборочные машины, эвакуаторы. Можно играть в сбор ягод (грибов, цветов и т. д.), подбирая с малышом рассыпанную по полу мелочевку. Можно соревноваться – кто быстрее уберет свою часть игрушек. Можно придумать еще сотню способов превратить уборку в удовольствие. Главное, чтобы вы всегда вели себя последовательно. Нельзя приучать ребенка к уборке время от времени: «Вчера убирал, сегодня, так и быть, я сама, а завтра вообще оставим все, как есть». Если уж вы решили вырабатывать полезную привычку, не отказывайтесь от своего намерения.

     Ребенок, конечно, будет играть, но постепенно привыкнет к правилу: перед сном (или обедом, перед прогулкой) игрушки отправляются на полки, в ящики и прочие свои «домики».

Ишутина Е.И., педагог-психолог высшая кв. категория