«Логоритмика с элементами нейрогимнастики. Использование массажных ковриков при коррекции речевых нарушений у детей»

В данной статье предложены некоторые игры и упражнения, направленные на активизацию поверхности стопы. Так как массаж поверхности стопы, оказывает наибольший терапевтический эффект, и ещё активнее стимулирует речевые области коры головного мозга, нежели при воздействии на кисть.

Для данного вида работы необходимо выбрать различные дорожки, массажные коврики с неровными поверхностями.

Предлагаемые игры и упражнения предназначены для детей разного возраста и решают различные коррекционные задачи:

  • Развитие общей моторики
  • Координация речи с движением
  • Ориентировка в пространстве и собственном теле
  • Развитие памяти, внимания
  • Развитие фонематических процессов
  • Актуализация словаря
  • Работа над слоговой структурой слов

Рассмотрим некоторые формы работы с детьми:

Все упражнения дети выполняют стоя на массажных ковриках без обуви.

1. Разучивание различных видов шагов на ковриках.

• Топание всей стопой

• Топание на носочках

Топание на пяточках

• Топание на внешней поверхности стопы как «мишка»

Движение «вытираем ножки»

• Легкие подпрыгивания

• Приседания

• Стояние на одной и другой ногах поочередно

2. Чередование движений:

  • Правая нога на пятке, левая на носке
  • Правая нога как «мишка» левая на пятке
  • Левая нога как «мишка», правая на носке

3. Задания, направленные на совершенствование навыков

Пространственной ориентации, развития памяти, внимания:

  • 2 раза поднимись на носочки, 1 раз подпрыгни
  • 1 раз встань на пятки, 1 раз присядь
  • 2 раза покружись вправо, 1 влево
  • Потопай 5 раз, похлопай 3 раза
  • Поднимись на носочки и дотронься правой рукой до левого уха
  • Встань на пятки и дотронься левой рукой до правого плеча (колена, локтя, уха, глаза – возможны варианты)
  • Стой на правой ноге, а левой рукой дотронься до затылка

4. Развитие слогового, звукового анализа слов

  • Пошагай столько раз, сколько слогов в слове кот, дома, машина и т. д.
  • Повернись вправо столько раз, сколько гласных звуков в слове утка
  • Наклонись в стороны столько раз, сколько согласных звуков в слове сом, слон и т. д.
  • Игра «Кочки» (На полу разложены массажные коврики. Ребенок, наступая на каждый коврик, придумывает слово на заданный звук)

Данные игры и упражнения можно использовать в виде отдельного занятия, а так же фрагментарно в виде динамической паузы на занятиях. Задания подбираются в зависимости от возраста и степени подготовленности детей.

                          Ломовцева М.В., учитель-логопед, первая кв. категория