
В данной статье предложены некоторые игры и упражнения, направленные на активизацию поверхности стопы. Так как массаж поверхности стопы, оказывает наибольший терапевтический эффект, и ещё активнее стимулирует речевые области коры головного мозга, нежели при воздействии на кисть.
Для данного вида работы необходимо выбрать различные дорожки, массажные коврики с неровными поверхностями.
Предлагаемые игры и упражнения предназначены для детей разного возраста и решают различные коррекционные задачи:
- Развитие общей моторики
- Координация речи с движением
- Ориентировка в пространстве и собственном теле
- Развитие памяти, внимания
- Развитие фонематических процессов
- Актуализация словаря
- Работа над слоговой структурой слов
Рассмотрим некоторые формы работы с детьми:
Все упражнения дети выполняют стоя на массажных ковриках без обуви.
1. Разучивание различных видов шагов на ковриках.
• Топание всей стопой
• Топание на носочках
• Топание на пяточках
• Топание на внешней поверхности стопы как «мишка»
• Движение «вытираем ножки»
• Легкие подпрыгивания
• Приседания
• Стояние на одной и другой ногах поочередно
2. Чередование движений:
- Правая нога на пятке, левая на носке
- Правая нога как «мишка» левая на пятке
- Левая нога как «мишка», правая на носке
3. Задания, направленные на совершенствование навыков
Пространственной ориентации, развития памяти, внимания:
- 2 раза поднимись на носочки, 1 раз подпрыгни
- 1 раз встань на пятки, 1 раз присядь
- 2 раза покружись вправо, 1 влево
- Потопай 5 раз, похлопай 3 раза
- Поднимись на носочки и дотронься правой рукой до левого уха
- Встань на пятки и дотронься левой рукой до правого плеча (колена, локтя, уха, глаза – возможны варианты)
- Стой на правой ноге, а левой рукой дотронься до затылка
4. Развитие слогового, звукового анализа слов
- Пошагай столько раз, сколько слогов в слове кот, дома, машина и т. д.
- Повернись вправо столько раз, сколько гласных звуков в слове утка
- Наклонись в стороны столько раз, сколько согласных звуков в слове сом, слон и т. д.
- Игра «Кочки» (На полу разложены массажные коврики. Ребенок, наступая на каждый коврик, придумывает слово на заданный звук)
Данные игры и упражнения можно использовать в виде отдельного занятия, а так же фрагментарно в виде динамической паузы на занятиях. Задания подбираются в зависимости от возраста и степени подготовленности детей.
Ломовцева М.В., учитель-логопед, первая кв. категория