Начинаем делать первые шаги к освоению навыка чтения

Многие родители желают получить конкретные методические рекомендации и очень быстро научить своих малышей читать. 
Первая ступень практического освоения навыка чтения – это система разнообразных игр и упражнений со звуками речи. 
Цель этого этапа – научить ребенка выделять из потока звучащей речи отдельные звуки, правильно произносить их, не вводя понятия «буква». 

Благоприятной почвой для успешного домашнего обучения является «литературная» обстановка в семье. Это значит заинтересованность всех членов семьи прослушиванию аудиокниг со сказками, чтению хороших книг, обсуждению театральных спектаклей, в организации семейного кукольного театра, настольных игр …  Дети играют наравне со взрослыми в игры, основанные на языковом материале. 

Научный путь к достижению цели – это совместная исследовательская деятельность и общая радость успешного решения задач, поставленных в игре. 
Пройдя серию специальных игр и упражнений, малыш должен усвоить твердо, что каждое слово и вся наша речь в целом состоят из звуков. 

Игры – звукоподражания. 

Цель: выделять определенные звуки и научиться их  протягивать. 

[у – у -у ] - воет волк;               [аа – аа -аа] - мама укачивает младенца; 

[в – в – в] - воет ветер;             [уа – уа -уа] - плачет младенец;             

[ж – ж – ж] - жужжит жук;         [а – у – у – у] - кто – то потерялся в лесу; 

Игра  «Пчелы». 

Цель: выделять в словах  звук [Ж] и научиться протягивать его. 

– Ты слышал, как ЖуЖЖЖат пчелы? Попробуй поЖуЖЖЖать так же; 
– Давай поговорим на пчелином языке, как будто мы две пчелки; 
-Ж – Ж – Ж!  Давай друЖЖЖить! 
– Ты где ЖЖЖивешь? Я ЖЖЖиву в этом ЖЖЖилище; 
– Приходи ко мне в гости, я угощу тебя медовыми пироЖЖЖками! 

Игра «Встреча двух машин». 

Цель: выделять в словах звук [В] и научиться протягивать его. 

– Я ВВВожу дроВВВа. А ты что ВВВозишь?; 
– А ты умеешь поВВВорачиВВВать напраВВВо? А налеВВВВо? 
– ДаВВВай устроим сореВВВноВВВание – кто лучше заВВВодится; 
– ВВВ….  

Игры, требующие от ребенка самостоятельного поиска слов по заданной звуковой характеристике. 

Игра «Два грузовика». 

Цель: поиск предметов на звук [Р] и на звук [Ж]. 

– К отправке готовятся две машины. Первая машина марки [РРР], вторая [ЖЖЖ]. 
Участники загружают свои машины предметами или картинками, где изображены предметы, названия которых начинаются с этих звуков. 
Например: На первую машину грузим «Рыбку», «Ракету», «Робота»…; на вторую грузим «Жука», «Жабу», «Жирафа»… . 

Игры, нацеленные на сознательную работу над словом. 

Игра в «Слова». 

– Я называю слово, ты слушаешь, на какой звук оно оканчивается, и отвечаешь мне другим словом, которое начинается с этого звука. Примечание: Родители должны быть внимательными: речь идет о звуках, а не о буквах. Если вы назвали слово «гноМ», то «Мячик», как продолжение игры вам не подойдет, так как в слове «гноМ» последний звук твердый. 

Игра в «Магазин». 

«Продавец»- взрослый. Покупатели выбирают товары, но платить нужно, назвав первый звук в слове, обозначающем понравившийся предмет.  Если малыш ошибается, ему помогают другие покупатели, подсказывая правильный ответ. 
В следующий раз можно поменяться ролями- взрослый может иногда умышленно ошибаться. 

Условия игр: 

Во время игр необходимо следить за тем, чтобы названия предметов обязательно произносились ребенком отчетливо, громко, правильно. Игры должны проводиться в легкой доброжелательной обстановке, должны вселять уверенность в себе, воспитывать умение принимать собственные решения. 

Восторгайтесь успехами малыша, вы проявляете внимание и мотивируете к новым подвигам! 
Делайте занятия разнообразными, постепенно усложняя задания. 

Предварительная подготовка в приобщении к определенному запасу фонетических знаний в игровой форме, поможет более легкому освоению навыками чтения. 

Ломовцева М.В., учитель-логопед  первой кв. категории