Многие родители желают получить конкретные методические рекомендации и очень быстро научить своих малышей читать.
Первая ступень практического освоения навыка чтения — это система разнообразных игр и упражнений со звуками речи.
Цель этого этапа — научить ребенка выделять из потока звучащей речи отдельные звуки, правильно произносить их, не вводя понятия «буква».
Благоприятной почвой для успешного домашнего обучения является «литературная» обстановка в семье. Это значит заинтересованность всех членов семьи прослушиванию аудиокниг со сказками, чтению хороших книг, обсуждению театральных спектаклей, в организации семейного кукольного театра, настольных игр … Дети играют наравне со взрослыми в игры, основанные на языковом материале.
Научный путь к достижению цели — это совместная исследовательская деятельность и общая радость успешного решения задач, поставленных в игре.
Пройдя серию специальных игр и упражнений, малыш должен усвоить твердо, что каждое слово и вся наша речь в целом состоят из звуков.
Игры — звукоподражания.
Цель: выделять определенные звуки и научиться их протягивать.
[у — у -у ] - воет волк; [аа — аа -аа] - мама укачивает младенца;
[в — в — в] - воет ветер; [уа — уа -уа] - плачет младенец;
[ж — ж — ж] - жужжит жук; [а — у — у — у] - кто — то потерялся в лесу;
Игра «Пчелы».
Цель: выделять в словах звук [Ж] и научиться протягивать его.
— Ты слышал, как ЖуЖЖЖат пчелы? Попробуй поЖуЖЖЖать так же;
— Давай поговорим на пчелином языке, как будто мы две пчелки;
-Ж — Ж — Ж! Давай друЖЖЖить!
— Ты где ЖЖЖивешь? Я ЖЖЖиву в этом ЖЖЖилище;
— Приходи ко мне в гости, я угощу тебя медовыми пироЖЖЖками!
Игра «Встреча двух машин».
Цель: выделять в словах звук [В] и научиться протягивать его.
— Я ВВВожу дроВВВа. А ты что ВВВозишь?;
— А ты умеешь поВВВорачиВВВать напраВВВо? А налеВВВВо?
— ДаВВВай устроим сореВВВноВВВание — кто лучше заВВВодится;
— ВВВ….
Игры, требующие от ребенка самостоятельного поиска слов по заданной звуковой характеристике.
Игра «Два грузовика».
Цель: поиск предметов на звук [Р] и на звук [Ж].
— К отправке готовятся две машины. Первая машина марки [РРР], вторая [ЖЖЖ].
Участники загружают свои машины предметами или картинками, где изображены предметы, названия которых начинаются с этих звуков.
Например: На первую машину грузим «Рыбку», «Ракету», «Робота»…; на вторую грузим «Жука», «Жабу», «Жирафа»… .
Игры, нацеленные на сознательную работу над словом.
Игра в «Слова».
— Я называю слово, ты слушаешь, на какой звук оно оканчивается, и отвечаешь мне другим словом, которое начинается с этого звука. Примечание: Родители должны быть внимательными: речь идет о звуках, а не о буквах. Если вы назвали слово «гноМ», то «Мячик», как продолжение игры вам не подойдет, так как в слове «гноМ» последний звук твердый.
Игра в «Магазин».
«Продавец»- взрослый. Покупатели выбирают товары, но платить нужно, назвав первый звук в слове, обозначающем понравившийся предмет. Если малыш ошибается, ему помогают другие покупатели, подсказывая правильный ответ.
В следующий раз можно поменяться ролями- взрослый может иногда умышленно ошибаться.
Условия игр:
Во время игр необходимо следить за тем, чтобы названия предметов обязательно произносились ребенком отчетливо, громко, правильно. Игры должны проводиться в легкой доброжелательной обстановке, должны вселять уверенность в себе, воспитывать умение принимать собственные решения.
Восторгайтесь успехами малыша, вы проявляете внимание и мотивируете к новым подвигам!
Делайте занятия разнообразными, постепенно усложняя задания.
Предварительная подготовка в приобщении к определенному запасу фонетических знаний в игровой форме, поможет более легкому освоению навыками чтения.
Ломовцева М.В., учитель-логопед первой кв. категории