Создание предметно-пространственной среды с максимальным использованием потенциала пространства МКДОУ д/с № 331

Детский сад состоит из двух корпусов, в котором расположены 22 группы. Не секрет, что развивающая среда в учреждении является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено её значимостью для разностороннего развития ребенка, успешной социализации его в обществе. 
Современный детский сад – это место, где ребенок проводит большую часть своего времени, познает окружающий мир, мир взаимоотношений взрослых и детей. Поэтому в своём детском саду мы постарались задействовать всё пространство (территорию сада, холлы, кабинеты специалистов, группы) в котором создали все необходимые условия для решения воспитательно-образовательных задач по всем направлениям.

  • Познавательного
  • Речевого
  • Художественно-эстетического
  • Социально-личностного
  • Физического

Согласно современным требованиям  развивающая среда должна отвечать определённым требованиям и быть:

  • содержательно-насыщенной,
  • трансформируемой,
  • полифункциональной,
  • вариативной,
  • доступной
  • безопасной.

Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому – для стимулирования игровой, познавательной, творческой деятельности, мы создаём в своём ДОУ интерактивную среду, что бы она стала для детей пространством, познания свойств и качества предметов, установления взаимосвязей между социальным и предметным миром.

При проектировании модели предметно-развивающей среды опирались на принципы системного подхода, учитывали требования образовательной программы учреждения, требования комфорта и безопасности.

Среда построена таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. 
Игровое пространство каждой группы отвечает возрастным требованиям, каждый центр наполнен игровым оборудованием, для решения определённых задач. Смена игрового материала происходит в течение года в соответствии с комплексно-тематическим планированием воспитательно-образовательного процесса.

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом.

Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам, будь-то конструирование, театрально-игровая деятельность, экспериментирование.

Что касается возрастных требований, то отличие среды, например, младшей группы состоит в том, что ведущая деятельность – предметная. Соответственно цель среды: побуждать ребѐнка к активным действиям с дидактическими игрушками, предметами заместителями.

Ведущая деятельность среднего возраста – сюжетно-ролевая игра, поэтому важно побудить ребёнка к принятию роли в игровой деятельности, обогатить его жизненный опыт.

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых, воспитатель обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы и творчества.

Предметно — развивающая среда в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи так же способствует реализации основных направлений развития детей.  Среда насыщенна дидактическим материалом для стимулирования коммуникативной функции, коррекции звукопроизношения и внеречевых психических процессов, составляющих психологическую базу речи. Подбор, оформление и размещение материала осуществляется в тесном контакте с учителем-логопедом.

При формировании предметно-развивающей среды групп нет жесткого стандарта, педагоги учитывают особенности образовательного учреждения  и основные принципы создания предметной среды в детском саду.

Учитывая разносторонние интересы детей, мы создали условия для проявления творчества детей в разнообразных видах деятельности.

Например, театральный уголок – важный объект развивающей среды. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными.

Педагог совместно с ребятами готовит костюмы, атрибуты и декорации к маленьким представлениям в центре искусства, которому отведено самое светлое, хорошо освещенное в группе место.

Дети в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. Полки заполнены необходимым изобразительным материалом, схемами рисования, раскрасками. В распоряжении детей мелки, акварель, гуашь. Дидактические игры, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон, находятся на открытых доступных  полках.

Здесь же есть место для небольшой выставки с образцами народного художественного промысла, предметами творчества детей.

Мы стремимся к тому, чтобы среда провоцировала возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций и чувств, поэтому творить дети продолжают и в летний период на прогулке. Педагоги выносят всё необходимое оборудование: мольберты, бумагу, краски на участки групп.

Детские работы выставляются на всеобщее обозрение, в группе, холлах и уличных верандах, к ним имеется свободный доступ всех желающих. Нередко здесь же организуется персональные выставки работ того или иного ребенка.

Наряду с детскими работами вывешиваются иллюстрации известных художников, что повышает самооценку воспитанников и способствует их самоутверждению.

В детском саду должно быть не только уютно и комфортно, но и красиво. Коллектив творчески подходит к оформлению помещений групп, коридоров, участков к мероприятиям и праздникам во все времена года.

Во всех помещениях детского сада в оформлении стараемся соблюдать единый стиль, выбрать яркие краски для создания настроения.

Следуя принципу динамичности, мы отдаём предпочтение оборудованию, с помощью которого можно легко изменить обстановку в группе: это легко передвигающиеся пластмассовые контейнеры для конструкторов, подставки для игрушек, ширмы для сюжетно-ролевых игр.

Яркие модули строительного центра, хотя и сосредоточены в одном месте и занимают немного пространства, достаточно мобильны. Содержимое строительного уголка позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре либо на столе. Дети, особенно мальчики, всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности.

Все части группового пространства имеют условные границы в зависимости от конкретных задач момента, при необходимости можно вынести оборудования центра для того, чтобы вместить всех желающих, так как дошкольники «заражаются» текущими интересами сверстников и присоединяются к ним. 

Так в летний период, поскольку дети большую часть времени находятся на улице, то на групповой участок «перебирается часть каждого центра» и ребята с удовольствием продолжают свою игру на свежем воздухе.

Воспитатели оборудуют веранды на участках таким образом, что они превращаются в красивые, уютные детские домики с множеством интересных предметов, где найдётся каждому занятие.

Поскольку в летний период приём детей и уход их домой проходит на участках групп, то и необходимая информация для родителей так же размещается на верандах.

Особого внимания заслуживает природный уголок. Он служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников. Воспитатель подбирает и размещает в нем растения, готовит необходимое оборудование: лейки, палочки для рыхления, пульверизаторы. С ребятами проводят в природном уголке наблюдения, простые опыты и занятия природоведческого характера.

Традиционным стал конкурс «Огород на подоконнике», который проходит с апреля по май. Где воспитатели с детьми не только высаживают рассаду, наблюдают, ухаживают, экспериментируют, но и творчески подходят к оформлению «Огородика», а в мае высаживают подросшую рассаду на огород.

У каждой группы есть своя грядочка и там ребята продолжают наблюдать и ухаживать за растениями. Радуются выросшему урожаю.

Рядом с огородом посажен фруктовый сад со смородиной, яблонями, черноплодной рябиной, крыжовником. Дети с воспитателем могут поиграть в экологические игры: «С какой ветки детки», «Узнай по описанию»,  и попробовать сладкую ягодку.

В группах на «стене творчества» и в холлах размещаются рисунки, творческие работы детей и родителей, фото-коллажи на темы «Чудесное превращение овощей», «Я умею рисовать», «Увлечения моей семьи».

Ежегодно, в июне, педагоги с родителями принимают активное участие в конкурсе «Сюжетный цветник». Фантазии и выдумке нет предела, территория детского сада благоухает и радует детей и взрослых яркими цветами целое лето.

Учитывая принцип гибкого зонирования, жизненное пространство в детском саду обустроено таким образом, что бы дети в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и тоже время свободно занимались, не мешая друг другу, разными видами деятельности.

физкультурно-оздоровительный центр, который отличается ярким,  нестандартным оборудованием, лаконично и гармонично вписывается в пространство групповой комнаты, либо спальни. Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности.

 В обоих корпусах имеются просторные, хорошо оборудованные физкультурные залы

 В холлах руководителями физического воспитания оформлены спортивные уголки, в которых размещается полезная информация для родителей по сохранению и укреплению здоровья детей, фото отчёты о прошедших спортивных мероприятиях «Олимпиаде», «Весёлых стартах», награды и достижения детей и сотрудников.

 На территории детского сада оборудованы спортивные площадки на которых проводятся не только спортивные занятия для ребят, но и соревнования для родителей и «Весёлые старты» для сотрудников. Оформлены дорожки здоровья для закаливания детей и профилактики плоскостопия.

На асфальтированных дорожках вокруг корпусов, нарисованы геометрические фигуры, классики, шахматная доска. Здесь дошкольники могут играть и закреплять разные виды движений: прыжки, ходьбу по извилистой дорожке, ориентировку в пространстве.

В жаркие летние денёчки дети с удовольствием плещутся в бассейне, играют с водой и загорают по солнышке.

На площадках отводится место спортивному  оборудованию для игр и гимнастики в любое время года, поскольку увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние не только на физическое, но и умственное развитие детей.

Тема нравственно-патриотического воспитания дошкольников, остаётся одной из главных тем в нашем детском саду. В группах и холле оформлены стенды по патриотическому воспитанию с фотографиями достижений наших воспитанников.

В холле у музыкального зала и группах созданы интерактивные мини-музеи, в которых меняются экспозиции. Например, были оформлены:

 Музей музыкальных инструментов, в котором дети имеют возможность узнать историю инструмента, поиграть на нём и сравнить внешний вид, звучание современных и народных инструментов.

Вниманию родителей и детей представлены предметы, которые знакомят  с историческим прошлым Руси – мини-музей “Русская изба” – хранитель традиций, уникальный и незаменимый проводник в мир истории. Мини-музей прикладного творчества «Секреты бабушкиного сундучка» с удивительными предметами народных промыслов и настоящими рукоделиями современных бабушек.

Эта тема продолжена и на территории, где создан уютный уголок «Деревенька», удивительными для ребят макетами колодца, мельницы, телеги, фигурок домашних животных. Здесь можно поводить хороводы, устроить посиделки или поиграть в народные игры.

В холле оригинально оформлена информация о конвенции – правах «Маленького гражданина».

Неизменной популярностью у дошкольников группе пользуется центр науки или исследовательский центр, представляющий собой мебельный модуль со специально оборудованными стеллажами. На полочках для детского исследования размещаются самые разные природные материалы: песок, глина, камни, ракушки,

Часть этого оборудования летом переезжает на участок. Микроскопы, лабораторное оборудование – все это вызывает у детей особый интерес и они долгое время изучают растения насекомых, какие-то загадочные частицы.

А познакомиться с природными явлениями, измерить температуру воздуха, определить направление ветра, да же определить время по солнечным часам можно на «Метеостанции».

Позаботиться о птицах, разместить для них домик или кормушку можно на «Птичьем дворике».

Тема здоровья и безопасности красной линией проходит по всему образовательному пространству, во все времена года. Это: групповые уголки с макетами транспорта и атрибутами для с-р игр, коридоры с дорожными знаками, картинками, правилами поведения на улице, дома, с огнём.

На центральной аллее территории нанесена дорожная разметка для практических занятий по вождению веломобилей с участием инспектора Автогородка.

На верандах групп – выставки творческих работ.

В мае прошёл конкурс «Уголков пожарной безопасности».

В коридорах так же дополнились стенды для детей и взрослых по правилам поведения в черезвычайных ситуациях. И конечно же имеется телефон «спасения» для экстренных случаев.

 Для групповых занятий и для работы с подгруппами детей, кружковой деятельности оборудованы кабинеты специалистов (психолога и учителя-логопеда), где ребята могут начать общение уже на подходе к кабинету, доступный игровой материал расположен в небольших закутках «Путешествие на Луну», «Гусеница-всезнайка», «Теремок», «Пиратский корабль».

Для релаксации и развития сенсорных способностей детей оборудована сенсорная комната.

В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть такой островок тишины и спокойствия, как правило – это литературный центр, который располагает к созерцательному наблюдению, мечтам и тихим беседам. Хотя он отделен от других зон легкой шторкой, ребенок чувствует себя здесь спокойно и уютно.

Отдохнуть, насладиться красотой комнатных растений можно в уютном «зимнем саду» или возле «островка красоты», расположенных в переходе и на территории детских садов, в котором всегда звучит специально подобранная завораживающая музыка природы.

Всегда очень яркий, нарядный встречает гостей музыкальный зал. Оснащенный необходимыми атрибутами, мультимедийным оборудованием  он удобен для проведения занятий, собраний, встреч. 

Предметная среда, окружающая детей, даже организованная наилучшим образом, не может сама собой, без руководства взрослого воздействовать на их развитие, поэтому педагоги постоянно обращают внимание детей на окружающие объекты, поясняя и рассказывая их значение. В настоящее время коллектив ДОУ продолжает решать задачу создания единой предметно-пространственной среды групп, холлов и территории детского сада, в которой предметы и игрушки станут привлекательными объектами внимания и средством общения со взрослым.

Поэтому среда в нашем детском саду не только развивающая, но и постоянно развивающаяся.

Коваленко Л.Б., ст. воспитатель высшей кв. категории