Словесные установки взрослого по отношению к ребенку и их влияние на детей

«Сколько раз тебе можно повторять!» «Одевайся!» «Почисти зубы!» «Убери за собой!» «Ляжешь ты, наконец, спать!» Как часто мы позволяем себе подобные высказывания?

     А ведь, эффективность влияния на детей ослабевает тогда, когда мы приказываем им. В конечном итоге, наши окрики и команды приведут к образованию двух противоборствующих сторон – с одной стороны – ребенок, замкнувшийся в себе, бросивший вызов нам;  с другой – взрослый, обозленный на ребенка за то, что тот его не слушается.

     Нельзя запрещать ребенку, познавать окружающий мир, только в познании окружающей среды и в общении с взрослыми, ребенок развивается и это влияет на его социализацию. Взрослым стоит осторожно и внимательно относиться к своим словесным обращениям к ребёнку, оценкам поступков, избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребёнка, делая его жизнь стереотипной и эмоционально ограниченной.

     Чувства вины и стыда ни в коей мере не помогут  ребенку стать здоровым и счастливым. Не стоит делать его жизнь унылой, иногда ребенку вовсе не нужна наша оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить, выслушать.

    Для того чтобы ваше воздействие на ребенка не так часто находило сопротивление с его стороны, важно давать правильные словесные установки. Мы с педагогами учились этому на тренинге «Словесные установки и их влияние на детей». На занятии пытались понять,  как запреты действуют на детей (и вообще, что и как запрещать); поиграли в игру «Пойми меня», где необходимо было негативную установку переделать в позитивную и разобраться с тем, какие чувства испытывает ребенок, когда  мы ему даем те или иные установки. Ведь сказанное, казалось бы, невзначай и не со зла, может «всплыть» в будущем и отрицательно повлиять на поведение ребенка, а нередко даже и на его жизненный сценарий. Педагоги поучаствовали в игре «Хорошо – это плохо, плохо – это хорошо», во время проведения которой поразмышляли о том, как может формироваться определенное качество в человеке, в связи с какими обстоятельствами. Для чего оно помогает отдельно взятому человеку. В каких ситуациях это качество выгодно, а когда нет. Ну и, конечно же, мы поработали над тем как исправить негативные высказывания и подбодрить ребенка.

Ишутина Е.И., педагог-психолог высшей кв. категории