Оказывается, что совершенствование логического мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущей успешности в жизни. Гораздо важнее, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта, а именно:
- умением контролировать свои чувства;
- способностью сознательно влиять на свои эмоции;
- умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их);
- способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;
- умением эффективно общаться с другими людьми;
- способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.
Для маленького ребенка распознавание и передача эмоций — достаточно сложный процесс, который требует от него необходимых знаний, определенного уровня развития. Передача эмоций — это не только выражение лица, но и поза, жесты, которые соответствуют тому или иному эмоциональному состоянию. А ведь эмоции играют важную роль в жизни детей: они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее, в конечном итоге определяют всю жизнь человека.
Чтобы помочь детям овладеть необходимыми знаниями мы используем не только различные специальные карточки с изображением эмоций, но и мультимедийное оборудование для более полного восприятия. Дети изучают изображения персонажей с теми или иными выражениями лица. Все вместе мы обсуждаем, какую эмоцию испытывает герой, чем она могла быть вызвана, как сделать так, чтобы эту эмоцию направить в нужное русло, пытаемся прочувствовать и изобразить это состояние. Так же, в этом нам помогает театрализованная игра, когда через визуальное восприятие эмоций дети лучше чувствуют эмоции героев, а также анализируют их причины.
Аносова Е.В., педагог-психолог первой кв. категории