Адаптация — это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Этот процесс является неотъемлемой частью нашей жизни. И дети тоже постоянно к чему-то приспосабливаются (к новому члену семьи, к новой кроватке, к новым родственникам). Отводя ребенка в детский сад, мы меняем привычный уклад его жизни довольно сильно. Появляются новые обстоятельства, к которым теперь ребенку надо привыкнуть.
К чему придется привыкать:
- Расставание с родителями надолго.
- Нахождение с другими, чужими взрослыми практически весь день. С ними нужно познакомиться, наладить отношения.
- Нахождение в постоянном контакте с большим количеством детей одного возраста.
- Бытовые моменты.Строгий режим дня, смена ритуалов сна, другая еда, другой туалет, место для прогулок, новые правила.
Поэтому, в первую очередь, важна твердая уверенность семьи, в частности мамы, в том, что посещение садика необходимо, что это хорошее и правильное решение для всех. К тому же, ребенок должен знать, что такое садик, что там делают дети, кто такой воспитатель, как устроен режим дня в садике, какие там правила. Для этого можно рассказывать истории про детский сад, играть в детский сад. Можно приводить в пример знакомых детей, которые уже ходят в садик («А наш дружок Саша сейчас в детском саду играет, вечером его мама заберет оттуда, и мы встретимся»). Вплетайте информацию о садике в ваши обычные будни («Я сегодня приготовила кашу, как в детском саду», «Купили тебе рубашку для садика»). Устраивайте прогулки около садика. Если есть возможность сходить в детский сад на экскурсию — сходите, погуляйте по его территории.
Важное значение имеет положительный настрой ребенка. Рассказывайте малышу интересные истории про детский садик, может быть, из вашего детства («Самая вкусная запеканка, которую я когда-либо ела, была в моем детском саду», «У меня был друг в детском садике, которого звали Сережа, и нам с ним было всегда весело»).
Никогда не пугайте и не угрожайте детским садом или воспитателем. Если у вас есть какие-то неприятные воспоминания о детском садике, то не надо ими делиться с ребенком. Если кто-то из родственников позволяет себе негативные высказывания о детском саде («Вот пойдешь в детский сад, никто тебя с ложки кормить не будет»), то пресекайте это.
Ваш режим дня должен быть близок к детсадовскому. Если ваш ребенок любит поспать утром, то за 2-3 недели до начала посещения детского сада сокращайте утренний сон на 10-15 минут. Вечером укладывайте ребенка вовремя, устраивайте дневной сон или хотя бы тихий час.
Формирование навыков самообслуживания. Учите ребенка одеваться самостоятельно (пусть это будут хотя бы простые вещи — трусики, носочки), пользоваться столовыми приборами, кружкой, самостоятельно есть, пить. Мыть руки после туалета. Пользоваться полотенцем, после того как помыл руки. Пользоваться туалетом или горшком. Конечно, тут многое зависит от возраста. Если ребенку 1,5 года, то, скорее всего, многому научить не получится. Но в 2,5-3 года всеми этими навыками ребенок уже должен владеть.
Важно: не оставлять малыша в саду сразу на целый день. В первую неделю приводите ребенка всего на 1-2 часа, постепенно увеличивая количество времени, которое он проводит в детском саду в соответствии с рекомендациями воспитателей.
Помните о том, что утреннее расставание детей и родителей в детском саду – всегда трудный момент для обоих. Расставайтесь с ребенком легко и быстро. Разработайте вместе с малышом несложную систему прощальных знаков внимания – и ему будет проще отпустить вас. В случае, если ребенку очень трудно расстаться с мамой, пусть на первых порах его отводят в садик папа, бабушка или дедушка.
Не делайте перерывы в посещении детского сада без уважительной причины — неделька дома не только не поможет малышу адаптироваться к садику, но и продемонстрирует ему, что есть и другой вариант, которого можно всеми силами добиваться.
Сохраняйте спокойный и бесконфликтный климат для ребенка в семье на период адаптации. Отмените походы в кино, цирк, в гости, сократите время просмотра телевизора.
В выходные дни соблюдайте дома приблизительно такой же режим, как в детском саду.
Задача взрослых заключается в том, чтобы минимизировать стресс для ребенка, а это во многом зависит от правильного поведения родителей в период адаптации. Успехов!
Ишутина Е.И., педагог-психолог, высшая кв. категория