Нужен ли детям фольклор?

В наше время детей окружает очень много эстрадной музыки. Детские композиторы сочиняют музыку для детей, поэты пишут детские стихи, писатели сочиняю рассказы и сказки, педагоги придумывают всё больше технологий и методов обучения детей. Всё это развивает ребёнка, воспитывает чувство прекрасного и раскрывает его музыкальные способности. Так зачем же детям знакомиться с произведениями русского фольклора?

    Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия, происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

    У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. «Это – первые и блестящие попытки русской народной педагогики, – писал К. Д. Ушинский, – и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». Не случайно К. Д. Ушинский подчёркивал, что «… воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Он ввёл в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.

    Фольклор – это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знания жизни, природы, культуры и верования. На хронологическом отрезке от древнейших времён до наших дней фольклор занимает промежуточное положение, является связующим звеном в культурном пространстве веков.

     Огромное значение в развитии детей имеет детский фольклор. В нём находится ключ к пониманию возрастной психологии, детских художественных вкусов, детских творческих возможностей. В нём чётко прослеживается роль педагогических функций.

        Детский фольклор помогает подрастающему поколению лучше понять жизнь, быт, культуру наших предков. Доступность детского фольклора делает его уникальным и универсальным развивающим материалом для ребёнка.

      Детские фольклорные песенки – это не столько произведения для исполнения и слушания, сколько игровые модели, на основе которых может развернуться увлекательная игра. Проигрывание детьми прибауток, потешек,  песенок полезно как для развития их воображения и эмоциональной отзывчивости, формирования навыков общения, так и  для координационно-двигательного развития в целом.

        Существует в детском фольклоре и поэзия взрослых, предназначенная для детей. Это – поэзия пестования (колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, докучные сказки). Безусловно, в детском устно-поэтическом репертуаре наличие произведений, выпавших из репертуара взрослых – собственно детского творчества.

       Жанры детского фольклора учитывают психофизиологические закономерности развития и возрастные особенности детей, помогают формировать необходимые для каждого возраста навыки и умения. Музыкальные жанры появляются в жизни ребёнка в определённой последовательности, решая воспитательные задачи, актуальные для каждого конкретного возрастного этапа.

       Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт. В. А. Сухомлинский считал сказки, песни, потешки незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности.

       С помощью колыбельных песен  даются детям первые представления о богатстве и гибкости русского языка. Их мелодия успокаивает ребёнка, настраивает на полноценный отдых. Создавать доверительную атмосферу радости и умиротворения нужно не только в младенчестве, но и гораздо позднее, на протяжении всего дошкольного детства.

       Пестушки позволяют воспитать физически здорового, жизнерадостного человека, помогают поддерживать в ребёнке радостные эмоции.

       Заговоры-шутки, хотя и носят подчёркнуто шуточный характер, помогают, успокаивают ребёнка.

      Потешки – школа радости, школа доверия взрослому, первый шаг на пути познания самого себя и окружающего мира, одна из наиболее эффективных форм реабилитации детско-родительских отношений.

     Несообразности прибауток-шуток укрепляют ребёнка в правильном восприятии мира, прибаутки-притчи шуточным ненавязчивым языком воспитывают правила поведения, кумулятивные прибаутки организуют мыслительные операции синтеза и анализа, развивают логику, фантазию и память.

     В народных играх у детей развиваются навыки общения, умение договариваться, принимать решения, ловкость, быстрота реакции, координация движений. В играх на личном опыте закрепляются вековые истины: «Сам погибай, а товарища выручай», «Один в поле не воин», «Поспешишь – людей насмешишь». Именно игры являются залогом полноценной душевной жизни в будущем, формируются интеллектуальные, социальные, нравственные особенности ребёнка. В игре ребёнок наиболее полно сознаёт свою связь с коллективом и возможности личностной реализации внутри него, вырабатывая привычку подчиняться общепринятым порядкам и правилам поведения.

        Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей «поэтический» взгляд на действительность.

      Используя в речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

    Народные календарные праздники организуют яркую непосредственную встречу с национальной культурой, объединяя детей и взрослых в едином эстетическом пространстве.

      Герои былин воспитывают из детей настоящих патриотов. Сказки развивают фантазию, пробуждают в детях лучшие чувства, вселяют уверенность в неизбежной победе добра над злом.

     Знакомство детей с русскими народными музыкальными инструментами развивает музыкальные способности: чувство ритма, умение играть слаженно, своевременно вступать со своей партией.

       Таким образом, фольклор незаменим в воспитании детей. Без знания произведений народного творчества, традиций, праздников русского народа невозможно воспитать нравственно и эстетически зрелую личность. К тому же доступность восприятия фольклора, его разнообразие, воспитательно-образовательная функция, его яркая эмоциональность, и образность, позволяет включать его в любые занятия, свободную деятельность детей, в праздники и развлечения. Фольклор восстанавливает связь времён, даёт эмоциональный настрой детям и взрослым, позволяет найти контакт между ними, теснее общаться друг с другом.

 Для подготовки данного материала были использованы материалы с сайта http:/www.portal-slovo.ru/

С.В. Наумова, музыкальный руководитель высшей кв. категории