Безопасная психологическая среда в ДОУ

На очередном педагогическом собрании мы разбирались с тем, что составляет понятие безопасная психологическая среда. Понятие «Психологическая безопасность» чаще всего раскрывается через использование понятий «здоровье» и «угроза». Перед ДОУ стоит вопрос не только устранить угрозы и травмирующие ситуации, но и научить совладать с ними, нарастить сопротивляемость и устойчивость личности. Каждый из нас ежедневно сталкивается с проблемными ситуациями, в которых приходится определять основные факторы риска и угрозы состоянию психологической безопасности личности. Мы попробовали поработать с этим навыком. Для этого – сначала нарисовали опасности, которые мы слышим, видим и т.д., и поняли, что мы в чем-то одинаково, а где-то по-разному воспринимаем опасность, выяснили – какие ассоциации возникают у нас на слова «психологическая безопасность образовательной среды». Также не обошли мы стороной и проблемные ситуации, связанные с детьми. Данные ситуации мы с педагогами обсуждали с учетом того, как это может сказаться на личности ребенка и, что следует делать в этом случае.
Кроме того, нарушению психологической безопасности способствуют конфликтные ситуации среди сотрудников дошкольного образовательного учреждения. А.С. Макаренко говорил, что ребенка воспитывает все: вещи, обстановка, но прежде всего и больше всего взрослые. Действительно, наиболее сильное воздействие на ребенка оказывает воспитатель. По данным исследования: не только его знания, его кругозор, направленность интересов, но и его внешний вид, манеры, поведение, выражение лица, его настроение, тон голоса, жесты оказывают огромное влияние на ребенка. Это объясняется, прежде всего, тем, что для ребенка взрослый очень рано выделяется из всего окружающего. Конфликты, возникающие в педагогических коллективах, приводят к тому, что страдают не только две стороны, вовлеченные в конфликт, но и третья сторона – дети. Именно поэтому, мы с педагогами разобрали две типичные конфликтные ситуации, с целью выяснения причин и того, какие шаги необходимо предпринять.
В конце собрания педагогам были даны рекомендации по созданию и сохранению благоприятного психологического климата в коллективе, а также сделаны выводы о том, что психологическая безопасность образовательной среды – результат комплексного, системного, длительного и специально организованного психолого-педагогического процесса.

Ишутина Е.И., педагог-психолог, высшая кв. категория
.