Мастер-класс для педагогов с ортопедическими ковриками

Ортопедические коврики — многофункциональное пособие в разносторонней коррекционной работе с детьми. Наши педагоги все были вовлечены в практическую деятельность, так ка только на практике всё хорошо запоминается, а потом применяется при работе с детьми в группах.

Моя задача как специалиста, вовлечь детей в занимательную коррекционную деятельность как можно интересней.

Я решила часть своей коррекционной работы проводить с помощью ортопедических ковриков, которые используются как многофункциональное пособие в моей работе.

Цель мастер класса: расширить поле профессионального зрения о применении ортопедических ковриков, получить новые инструменты для работы с детьми, положительно влияющих на познавательную и речевую активность детей.

Задачи:

1. Формирование представления о многофункциональном применении ортопедических ковриков.

2. Практическое освоение навыков применения ортопедических ковриков, как многофункциональное пособие в развитии детей.

Хочется немного рассказать вам об активном применении ортопедических ковриков. Мы знаем, что в стопе человека сосредоточено большинство нервных окончаний. Массажный ортопедический коврик – гениальное изобретение, которое массируя стопу, оказывает оздоровляющее воздействие на внутренние органы. Задача любого массажного коврика – тренировать мышцы стопы, формировать правильную походку и стимулировать все окончания, отвечающие в организме за иммунитет, мыслительную и двигательную деятельность. Мы как раз и будем делать акцент на развитии мыслительной активности. Т. е. наша задача улучшить у ребенка внимание, память, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, способствовать снятию гипер- или гипотонуса, снизить утомляемость при занимательной деятельности, повысить способность к произвольному контролю.

Данные коврики –это пособие, купленное в магазине, которое есть практически во всех группах. Они сертифицированы, безопасны, легки в обработке. Ортоковрики легко трансформируются, обеспечивают игровую, познавательную и двигательную активность, что и требует от нас ФГОС. Если просто разложить перед ребёнком коврики и предложить походить по ним, то деятельность с ними будет в принципе однообразной, что быстро надоест ребёнку. Я заинтересована в том, чтобы деятельность была продуктивной. Данное пособие можно использовать в любые режимные моменты, можно применять и на занятиях (как с подгруппой детей, так и в индивидуальной работе). Наши коврики выполняя свою оздоровительную задачу, тем самым служат благоприятной средой для нашей коррекционной работы в познавательном и речевом развитии, развитии психических процессов (память, внимание, воображение и другие). Чтобы среда была благоприятной, я разработала ряд игровых упражнений и заданий (а также наглядный материал, по познавательному и речевому развитию, которые выполняются на этих ортопедических ковриках.

Предлагаемые игровые упражнения и задания положительно влияют на развитие высших психических процессов. А так как познавательные процессы развиваются в тесной взаимосвязи между собой и представляют сложные системные образования и сенсорные представления;у наших обучающихся значительно возрос интерес к занятиям, которые проходят с применением ортопедических ковриков, повысилась работоспособность. Эмоциональный подъем заданный мной через создание благоприятных условий, характерный для детей в играх, и развитие положительной мотивации к занимательной деятельности, также способствуют закреплению речевых и познавательных навыков.

Существуют правила использования и выкладывания ковриков. Я их выкладываем по кругу, рядом лежащие коврики не повторяются ни по цвету, ни по фактуре покрытия. Каждый ортоковрик имеет свой рельеф, который дает необходимую нагрузку, плюс он тонизирует детский кожный покров стоп. Яркое, красочное оформление современных ковриков, сделает процесс настоящей увлекательной игрой. Участие могут принимать от одного до восьми детей (зависимости от задания). Очень хорошо использовать в индивидуальной работе. Задания построены по типу от простого к сложному.

Вот, некоторые игры:

-Игры на моторику, равновесие, чувства ритма, умение реагировать на сигнал:

 «1,2,3- на месте замри!»

«Слушай музыку и действуй!»

«Чудо-кубики»

-Игры на ориентировку:

«По хлопку, иди в обратную сторону»

«Кто твой сосед справа (слева?»)

«Слушай внимательно и шагай в ту сторону, куда скажу»

-На познавательное и речевое развитие (закрепление знаний о цвете и цифре, умение группировать предметы, развитие внимания, памяти и воображения, расширение словарного запаса):

«Предмет и его признаки»

«Какие фигуры на твоём пути»

«Какие цвета на твоём пути»

«Какой фигуры не стало» (или предмета)

«Закрепляем знания о цифрах»

«Правая и левая рука»

«Распевка»

«Кто в домике живёт»

«Рассели всех по своим домикам»

«Я начну, а ты продолжи»

«По дорожке шагай, звук называй»

Я, предлагаю вам, на практике рассмотреть наше использование ортоковриков. К примеру, рассмотрим игровые задания на ориентировку в своём теле, на закрепление знаний право-лево. При этом не забываем, что наша цель –это и корректировка в познавательном и речевом развитии.

Игровое упражнение «К кому мы пришли в гости».

Коврики разложены по кругу. На каждом коврике закрепим к примеру карточку с домашним животных (карточки могут быть по любой тематике, на закрепление). По команде (сделай 2 шага вправо, или 3 шага влево, ребёнок начинает двигаться. Дойдя до места назначения, ребёнку задаётся вопрос: К кому ты пришёл в гости? Соответственно, ребёнок должен ответить, к какому герою (нарисованному на карточке, он пришёл (побуждаем ребёнка к полному ответу). Тем самым, мы делаем ориентировку ребёнка интересней, выполняя задачу в речевой коррекции и закреплении знаний в познавательном развитии.

Давайте рассмотрим и обыграем ещё одно игровое упражнение на ориентировку по своему телу «Весёлые шарики у меня в руках».

Коврики так же лежат по кругу, и через каждый коврик с двух сторон, я положила шарики разного цвета. Опять же, на закрепление каких-либо тематических знаний, мы можем разложить и картинки. Я, даю команду «Сделай два шага вперёд и возьми левой рукой шарик». Ребёнок берёт шарик (если не знает, где левая рука, то я ему показываю) и поднимает его вверх. При этом я спрашиваю: «Какого цвета ты взял шарик левой рукой?». Ответ должен быть соответственно полным «Левой рукой, я взял красный шарик (к примеру)». Можно обыграть и по-другому «Сделай 3 шага вперёд и возьми красный шарик». Т. е. тут наоборот уже будем спрашивать: «Красный шарик ты взял какой рукой?». Постепенно мы в игре закрепляем знания «правая и левая рука», тем самым при выполнении задания идёт массаж ступней и закрепляются знания, запланированные нами. Ещё многие упражнения мы с педагогами разобрали, всё прошло динамично и насыщенно. Надеюсь, девочкам понравился   мастер-класс и в дальнейшем станет чем-то полезным на практике!

Ломовцева М.В., учитель-логопед первой кв. категории