Формирование познавательного интереса у детей

Скоро грядут новогодние каникулы, то есть, появится возможность провести это время с детьми. Это, конечно же, зимние прогулки, походы в театры и увлекательные занятия с ребенком дома. Открывая мир вместе с детьми, вы формируете интерес к познанию. Именно с момента «я не знаю, но хочу узнать» начинается путь малыша к постижению тайн и загадок окружающего мира.

     Познавательный интерес, что это?

     Познавательный интерес — это всегда избирательная направленность действий человека. Он хочет утолить свою жажду как можно больше узнать о том, что его окружает. Постепенно заинтересованность перерастает в стремление заниматься выбранной им областью знаний, которая приносит удовольствие и удовлетворение.

     Психологические условия развития познавательных интересов

Для мотивации интереса к познанию следует:

  • учитывать  природную любознательность и индивидуальные особенности ребенка. Мотивировать малыша познавать окружающий мир, при этом «подогревать» его интерес к познанию совместным чтением книг, наблюдениями за живой природой, творческими играми и занятиями;
  • развивать творческие задатки;
  • давать начальные знания о нём самом и окружающем его мире. Обучать классифицировать объекты и осознавать присущие им качества. Познакомить с планетой Земля. Рассказывать о народах, которые населяют Землю, о природе и животном мире.

     Познавательная самостоятельность

     Примерно в возрасте пяти лет ребенок начинает буквально засыпать взрослых вопросами. Ему интересно всё на свете: «Почему тает снег? Куда улетают  птицы на зимовку? Что будет, если воду в чашке оставить на сильном морозе?» Постепенно у маленького исследователя проявляется познавательная самостоятельность. Шестилетнему почемучке нужно самому убедиться в том, что вода под воздействием высокой температуры может превратиться в пар, или замёрзнуть на морозе.

     Однако импульсивному непоседе часто трудно заставить довести начатый эксперимент до конца. Взрослым необходимо поддерживать энтузиазм ребёнка и терпеливо учить преодолевать препятствия на пути к новым открытиям.

     Чтобы творческие занятия нравились почемучке можно предпринимать следующие действия:

  1. Во время экспериментов с объектами, вещами обращать внимание ребенка на его скрытые качества (если принести снежную бабу в дом, она растает).
  2. Пользоваться наглядным материалом: книгами с яркими иллюстрациями, проигрывателями,  проекторами.

     Роль взрослых в развитии познавательного интереса

  1. Поддерживать стремление ребенка задавать вопросы. Это может выражаться в благожелательном отношении  и подробном разъяснении всего того, что его интересует.
  2. Вместе искать ответы на вопросы в специальной литературе, например, энциклопедии. Стараться расширять тему, которая интересует дошкольника. Для обучения активно использовать игры. Почемучка любит беседы в форме «вопрос – ответ»  и с удовольствием включится в такую игру.
  3. Поддерживать дошкольника в его опытах и экспериментах. Следует хвалить ребенка, если опыт удался. Ведь для него похвала значимого взрослого – путь к его будущим жизненным успехам.
  4. Можно предложить собрать коллекцию (значков, магнитиков), создать мини – музей на определённую тематику и провести там экскурсию для его сверстников и взрослых.
  5. Задавайте ребенку старшего возраста как можно чаще вопрос: «Как ты думаешь?» Всегда внимательно выслушивайте рассуждения.
  6. Отыскивайте и приносите домой любопытные вещи, книги, делитесь этим с ребенком. Пусть он не все и не сразу поймет: развивающее общение – это всегда опережающее общение.
  7. По возможности много путешествуйте с ребенком. Для этого необязательно далеко уезжать, узнавайте свой город, его окрестности, превратите это занятие в увлекательный квест.
  8. Приглашайте в дом интересных людей, при общении с ними не отправляйте ребенка «поиграть в соседнюю комнату».
  9. Ходите с ребенком в музеи, театры. Проводите совместные наблюдения и опыты. Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребенка, создавайте условия для реализации его творческих замыслов, поощряйте инициативу и самостоятельность.
  10. Сделайте свои увлечения предметом общения с ребенком.

     Интерес к познанию с ранних лет побуждает ребенка искать ответы на свои вопросы у взрослых или самостоятельно находить нужную информацию. Постепенно данный интерес  перерастает в потребность. Ребенок охотно стремится обучиться чтению, собрать большую коллекцию, узнать новое о своём родном городе. Поддерживайте своих детей на всех этапах тернистого пути в «Мир знаний!»

Ишутина Е.И., педагог-психолог высшая кв. категория