Использование приёмов мозжечковой стимуляции на этапе автоматизации звуков

Цель: коррекция речи и двигательной деятельности у детей с дизартрией через мозжечковую стимуляцию

Задачи :

  1. Автоматизировать все нарушенные звуки.

2. Развить межполушарное взаимодействие.

3. Координировать движения у детей с дизартрией.

4. Развить согласованность речевого и двигательного центров.

5. Развить мелкую моторику.

6. Развить и совершенствовать фонематические процессы.

7. Обогащать словарный запас.

8. Развить связную речь. 

Что такое дизартрия?
Дизартрия – это изменение речевой функции, которое сопровождается неправильной работой артикуляционного аппарата, изменением голоса, ритмичности речи, интонации, дыхания. При этой патологии возникает повреждение мозга, вызывающее нарушение психофизических процессов в нейронах, что ведет к нарушениям иннервации мышц артикуляции. Так же у детей с дизартрией отмечаются двигательные расстройства.

Немного о мозжечковой стимуляции
Это специальный комплекс упражнений, который позволяет развивать головной мозг, в том числе его участки, отвечающие за формирование высших психических функций.
Родителям иногда кажется, что неуклюжесть, нарушения баланса и координации движений — это скорее особенности ребенка, а не неврологические проблемы. Но эти «особенности» являются признаками нарушений работы ствола мозга и мозжечка. Они часто диагностируются у детей с дизартрией, задержкой речевого и психического развития, заболеваниями аутистического спектра (ранний детский аутизм (РДА), нарушениями поведения и внимания, ДЦП.

Мозжечок человека содержит больше нервных клеток, чем все остальные отделы головного мозга! Очень долго ученые были убеждены, что мозжечок отвечает за равновесие, координацию движений и движение глаз. Однако, в последние десятилетия они пришли к выводу, что мозжечок – ключ практически ко всему! В том числе и к интеллектуальному, речевому и даже к эмоциональному развитию ребенка.
Мозжечок – это самый быстродействующий механизм в мозге. Он быстро перерабатывает любую информацию, поступающую из других частей мозга и определяет скорость работы всего головного мозга в целом.

Чего можно ожидать от мозжечковой  стимуляции?
1. Развитие у ребенка внимания.
2. Развитие зрительно-моторной координации.
3. Развитие графомоторных функций.
4. Повышение общего уровня интеллекта, быстрое развитие когнитивной сферы (памяти, речи, восприятия, мышления).
5. Коррекция речевых проблем у ребенка.

Игры, направленные на мозжечковую стимуляцию и межполушарное взаимодействие.


Все задания учителя-логопеда ребенок выполняет на балансировочной доске

!!!Такая система тренировок, помимо физической нагрузки, активно стимулирует речевые навыки, зрительное внимание и взаимодействие нескольких центров головного мозга!!!
Учитывая, что старший дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого и психического развития ребенка, важно именно в этот период своевременно выявить недостатки в речевом развитии и корректировать их. Так же у детей с дизартрией необходима коррекция двигательных навыков. Используемые мною в работе различные методы и приемы, направленные на мозжечковую стимуляцию, способствуют наиболее эффективной коррекции всех необходимых процессов у детей с дизартрией.

Ломовцева М. В., учитель-логопед , первая кв. категория