Работа над постановкой звуков требует корректного и бережного обращения с ребенком. Хорошее настроение ребенка — залог успешной работы, поэтому для проведения занятий желательно выбрать подходящий момент (после прогулки, просмотра мультфильма и т. д.) или заранее подготовить малыша, настроить его на занятие (чтение вслух любимой сказки, рассматривание иллюстраций в книге). Старайтесь сделать занятие не скучным уроком, а интересной игрой.
Взрослые должны быть очень терпеливыми — ведь у детей не все сразу получается. Нужно хвалить ребенка при каждом положительном результате, следует заинтересовать его различными игровыми заданиями и не порицать в тех случаях, когда постановка звука затягивается на длительное время. Чаще ободряйте ребенка, тогда ему будет легче и интереснее, он не будет быстро уставать и не потеряет желания заниматься. Радуйтесь вместе с ним его достижениям.
При постановке звуков нужно использовать зеркало. Взрослый и ребенок смотрят в зеркало одновременно, таким образом взрослому будет легче следить за правильной артикуляцией ребенка, а дошкольнику — подражать образцу взрослого. Однако следует иметь в виду, что некоторые дети в ходе занятия используют зеркало для игры; в таком случае его применять не следует.
Занятия по формированию правильного звукопроизношения рекомендуется проводить в определенной последовательности:
• работа над постановкой звука;
• закрепление произношения звука в слогах;
• закрепление произношения звука в словах;
• закрепление произношения звука в предложениях;
• закрепление произношения звуков в разговорной речи.
При работе над звуком, его закреплении следует придерживаться основного правила: на занятии отрабатывается только один звук, поэтому речевой материал не должен содержать других трудных для ребенка звуков, кроме изучаемого.
Работа над автоматизацией звуков предусматривает постепенное усложнение лексического материала — от элементарного повторения за взрослым слогов и слов к называнию предметов, действий, описанию простейших ситуаций, воспроизведению по памяти чистоговорок, стихов, а затем — к пересказу коротких историй, составлению рассказов по серии картин и в дальнейшем — к свободному речевому общению.
При работе над автоматизацией звуков можно использовать разнообразные лото, открытки, фотографии, а также альбом, который интересно сделать вместе с ребенком по мере продвижения от звука к звуку. Например, при изучении звука [с] можно наклеить на первую страницу картинки, обозначающие слова, в которых звук находится в конце (нос, пёс, рис, ананас, автобус и т. д.). Вторую страницу займут картинки, обозначающие слова, в которых этот звук стоит в середине (касса, бусы, весы и т. д.), а третью — где звук находится в начале (сани, сумка, стол, самолёт, самокат и т. п.). По этим изображениям можно отрабатывать сначала четкое произношение звуков в словах, затем придумывать предложения (Соня ест ананас. Около стула стоит сумка) и чистоговорки (Са-са-са, у меня оса. Со-со-со, мы купили колесо. Сы-сы-сы, в магазине есть весы), потом небольшие рассказы. Для автоматизации звуков в коротких историях, рассказах полезно использовать не только специальную литературу, но и полюбившиеся ребенку журналы («Винни-Пух», «Тошка», «Барби», «Принцесса», «Покемон» и др.) и комиксы («Человек-паук», «Дональд Дак», «Микки-Маус»). Следует помнить о том, что картинки и тексты должны отвечать возрасту ребенка.
В некоторых случаях ребенок без ошибок повторяет речевой материал в кабинете логопеда, а в других условиях его произношение остается по-прежнему неправильным. Тогда задача родителей — активизировать речь ребенка, играть с ним в лото и другие настольные игры, добиваясь правильного произношения слов и предложений.
Надо помнить, что развитие речи тесно связано с общим развитием психики ребенка, поэтому успешное развитие его речи в большой степени зависит от правильности общего режима и режима игровой и речевой деятельности. В старшем дошкольном возрасте важной задачей является подготовка ребенка к обучению в школе. В этом возрасте надо учить ребенка последовательно и связно передавать увиденное (рассказ по картинке), правильно произносить слова и фразы. Опыт показывает, что в некоторых случаях школьники, имеющие недостатки в произношении, овладевают грамотой с большим трудом и часто оказываются в рядах неуспевающих по русскому языку.
Постановка звуков у детей — сложный и длительный процесс, требующий внимания и терпения. В трудных случаях нарушения речи у дошкольников родители не могут заменить специалистов, так как нарушения речи нередко являются следствием расстройств, связанных с поражением центральной нервной системы, лечение которых требует комплексного воздействия и помощи ряда специалистов.
Ломовцева М. В., учитель-логопед, первая кв. категория