Игровые технологии для развития логического мышления дошкольников

Все родители хотят, чтобы их дети были не только здоровыми, но и успешными. И могли решать задачи и справляться с проблемами, которые неизбежно возникают на жизненном пути. А для этого необходимо учить детей искать  пути решения, думать, размышлять. Иными словами, развивать их логическое мышление. А что такое мышление? Определений много, но, по сути, мышление – это процесс познания через обобщения, отражение действительности, то есть знания, которые мы получаем не от органов чувств, а с помощью мыслительного процесса. Например, мы смотрим на кипящий чайник, и знаем, что вода в нем горячая. Для этого нам не нужно измерять температуру прибором, трогать воду рукой. Мы помним, как выглядит кипящая вода и, обобщив свои знания и распространив их на конкретный чайник с водой, делаем вывод. Так устроен процесс мышления.

Особенности мышления дошкольников.

     Выделяют три вида мышления, характерного для детей дошкольного возраста:

  1. Наглядно-действенное. Предполагает изучение предмета при непосредственном взаимодействии с ним. Развивается у ребенка самым первым, уже к 2-3 годам. Мышление в этом возрасте строится по принципу: «действие – наблюдение за результатами – попытка понять, что происходит». Малыш еще не размышляет и не обращается к предыдущему опыту.
  2. Наглядно-образное. Проявляется с 3-6 лет. Здесь важную роль играет ранее приобретенный опыт. Ребенку необязательно совершать определенные действия, если он знает их результат. Ребенок может представить себе знакомый предмет и совершать с ним мысленно определенные действия с помощью воспоминаний и воображения. Например, малышу, чтобы в 2 года покормить куклу, нужна  кукла и ложка, а в 5 лет он может кормить невидимой ложкой, ведя диалог, порой, и кукла существует только в его воображении.
  3. Словесно-логическое. Характерно для детей старшего дошкольного возраста. Здесь в процесс познания вовлекаются не только действия и образы – ребенок задействует мыслительные операции (анализ, сравнение и т.д.), рассуждает. На этой стадии мышления активно используется речь.

     Безусловно, в этом возрасте наглядный материал имеет большое значение, но ребенок уже способен анализировать ситуацию, прогнозировать ее развитие на основе прежнего опыта, делать выводы. Говорят, что в возрасте 5-7 лет у ребенка «включается логика».

     Логика в буквальном переводе с греческого языка означает «наука о правильном мышлении» или «способность к рассуждению». То есть для того, чтобы развить логическое мышление у дошкольника, нужно научить его думать, рассуждать.

     При этом необходимо помнить, что логическое мышление у ребенка должно опираться на определенный уровень знаний. Поэтому важно не только развивать мыслительный аппарат ребенка, но и обеспечить его информацией об окружающем мире.

     Развитие логического мышления у дошкольников.

     Ребенок 5-7 лет уже в состоянии пользоваться  мыслительными операциями: анализировать предметы и явления, выделять их характерные особенности, устанавливать причинно-следственные связи, выдавать умозаключения. То есть логическое мышление детям старшего дошкольного возраста вполне доступно.

    При этом хочется предостеречь родителей от попыток быстро «перевести» ребенка из стадии образного мышления в более развитую стадию логического. Мешать ребенку «думать образами» не стоит, так как такое умение формирует креативность, творческое начало у детей, а, следовательно, облегчает поиск решения нестандартных задач. Отсутствие же развитого воображения может вылиться в неспособность ребенка к абстрактному мышлению, которое развивается позже, к 10 годам.

     Главная роль родителей в том, чтобы обеспечить детям максимально эффективный процесс познания. Малышам до 3 лет, «думающим руками», нужно предоставить как можно больше возможностей тактильно изучать предметы и их трансформации. Ребенок обязательно должен собрать башню из кубиков, слепить куличик из песка, искупать уточку в воде и т.д. Материал для исследований может быть ограничен только соображениями безопасности.

     Для развития образного мышления необходимо, чтобы ребенок умел рисовать или лепить из пластилина предметы по памяти, наблюдал за природой, связно описывал картинки, мог рассказать о том, какого результата он хочет добиться, собирая конструктор.

     Не стоит ожидать, что, достигнув определенного возраста, ребенок сразу перескочит от одного типа мышления к другому. У него формируется способность перейти на новый уровень, а реализовать ее он сможет только с помощью взрослого. На первом этапе участие взрослого в занятиях детей необходимо. При этом он не просто занимается тем же, что и ребенок, но и вовлекает его в обсуждение: «Как ты думаешь, если эту деталь поставить сюда, что получится?» (собирая конструктор), «Я забыл, как выглядит мухомор» (рисуя лес).

     В более позднем возрасте ребенка нужно вовлекать в поиск причинно-следственных связей между явлениями и предметами. Например, не сразу отвечать на его вопросы, а порассуждать вместе с ним или попросить его предложить свои варианты. Главное в данном случае не правильный ответ, а поиск решения.

     В возрасте 5- 6 лет детям можно предлагать несложные логические задачи для дошкольников. Главное – не перегружайте малыша:  в этом возрасте будет достаточно 10-15 минут занятий в день. А для поддержания интереса ребенка старайтесь выбирать задачи с увлекательным сюжетом и красочными иллюстрациями.

     Примеры игр и упражнений на развитие логического мышления.

     В любом возрасте будут полезны детские игры на развитие логики.

     «Игра наоборот»

     Взрослый говорит фразу, в которой содержится заведомо неверный посыл. Ребенок должен быстро его поправить. Например, самым маленьким понятно, что на фразу «Снег горячий» нужно сразу ответить: «Холодный»; «Помидор синий» – «Красный». Малыши всегда очень весело и с готовностью исправляют взрослых.

    «Что это значит»

     Облегченный вариант полноценной логической игры.

     Предложите ребенку продолжить фразу, причем как можно большим количеством способов: «Я взял со стола конфету. Что это значит?» Вариантами, например, могут быть: «На столе больше нет конфет», «Конфета теперь у меня в руке», «Конфет на столе стало меньше», «Я испачкал шоколадом руку»… Эта игра не для самых маленьких, но в 4-5 лет дети играют в нее уже с удовольствием.

     «Самые нужные предметы»

     Предложите ребенку собраться на дачу, необитаемый остров, взяв с собой только вещи, например, на букву «к» или зеленого цвета, причем не больше 10 штук. Пусть объяснит, зачем ему та или иная вещь. Помимо того, что это весело, это еще и хороший способ проверить, как ребенок прогнозирует варианты развития событий.

     Видов развивающих занятий очень много. Какой из них выбрать – зависит только от фантазии взрослых и склонностей детей. Некоторые дети лучше воспринимают информацию в словесной форме, другие – через иллюстрации. Главное, чтобы ребенку было интересно, чтобы он включился в процесс поиска решения, начал думать: «Почему это так?» и «Что будет, если?»

Успехов!

Ишутина Е.И., педагог-психолог высшей кв. категории