Молодому педагогу на заметку

Поговорим о правилах. Начнем с того, что же следует понимать под правилом. Правило — требование для исполнения неких условий (норма поведения) всеми участниками какого-либо действия (например, игры), за выполнение которого предусмотрено поощрение, за невыполнение — наказание. Зачем нужны правила? Детям не только нужен порядок и правила, они хотят и ждут их! Подобное многим взрослым может показаться неожиданным. Но это делает их жизнь понятной и предсказуемой, создает чувство безопасности. Дети, порой, готовы поддерживать порядок больше, чем взрослые. Правила (ограничения, требования) обязательно должны быть в жизни каждого ребенка, так как они:

помогают ребенку осознанно дисциплинировать самого себя, готовиться к жизни в обществе;
помогают воспитателю экономить время, предвидеть и предотвратить ту или иную ситуацию в группе, предсказать поведение детей, тем самым, обеспечивают безопасность ребенка;
регулярно и гибко применяемые правила способствуют формированию здорового, комфортного климата в группе.
Существуют определенные требования к правилу:
•Правило должно быть четким, разумным, соответствовать уровню развития ребенка (группы).
•При формулировании правил следует избегать частицы «не».
•Правило эффективно, если оно небольшое по объему, и если сам воспитатель придерживается этого правила.
•Не должно быть много правил одновременно (не больше 3-5).
•Правила вырабатываются взрослыми совместно с детьми.
К тому же, правила не должны идти вразрез с потребностями ребенка. Запрещать подобные действия — все равно, что пытаться перегородить полноводную реку. Лучше направить ее течение в удобное и безопасное русло. Например, исследовать лужи можно только в высоких сапогах.
Тон, в котором сообщаются требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным. Тот, кто резок, допускает грубость, не считается с детским самолюбием, вряд ли сможет создать у ребенка стремление следовать указаниям по внутреннему побуждению. Дети сопротивляются воздействию такого воспитателя, даже если он прав, ибо он просто невротичен для них.
Предъявлять требование к ребенку следует тогда, когда у него хорошее настроение. Если он уравновешен, то лучше поймет ваше слово. Если взволнован — ему не до вас, ведь он весь во власти чувств, и, чтобы понять, что от него хотят, ему следует успокоиться. Лучше подготовить ребенка к восприятию распоряжения. Можно быть как угодно неуклонным в своих требованиях, но нельзя не считаться с ситуацией, а также с физическим и душевным состоянием ребенка.
Что делать, если правила нарушаются?

  • Дать детям дополнительный шанс выполнить правило.
  • Похвалить тех, кто выполнил правило.
  • Оценивать поведение, а не личность.
  • Стараться не наказывать, дать детям возможность оценить последствия своего поведения.
  • Проверять, не препятствует ли окружающая среда выполнению правил.
  • Проверять, не были ли вызваны нарушения самим педагогом: может быть, поведение воспитателя было непоследовательным или слишком гибким, нерешительным? Может быть, он не нашел с детьми общего языка или же в группе мало возможностей для смены разных видов деятельности?
    Педагогам на заметку:
  1. Формулируйте требования конкретно.
    Например:
  • В помещении группы ходи медленно.
  • Поиграл — убери на место.
  1. Любой запрет может быть выражен в позитивной форме.
    Например:
  • Не бегай! (Ходи медленно).
  • Не дерись! (Ребята, давайте жить дружно).
  • Не разрушай постройки! (Береги постройки).
    Обычно запрет притягивает и отвечает на вопрос: «Чего нельзя?», но не дает ответа на вопрос: «А что можно?»
  1. Предлагайте детям альтернативные способы поведения, которые будут соответствовать правилам.
    Например:
  • Нельзя кричать в группе, но можно:
    а) говорить спокойно;
    б) кричать на открытой площадке, на футбольном матче и т. д.
  • Нельзя бегать, но можно:
    а) ходить в помещении группы медленно;
    б) бегать на открытой площадке;
    в) бегать на занятиях по физкультуре.
  1. Обсудите с детьми возможные последствия нарушения правила.
    Например:
  • В помещении группы ходи медленно!
  • Кукла бегает и разрушает постройки других кукол (ссора). Или — Кукла бегает и падает (травма).
  1. Создавайте проблемные ситуации.
    Например: Воспитатель может предложить ребятам вспомнить свое любимое блюдо, затем по хлопку все должны вслух произнести его название. Ответом будет разноголосый хор. Тогда воспитатель может спросить у сидящих на достаточном удалении друг от друга детей, поняли ли они, какое блюдо любят их товарищи. Эта ситуация обсуждается, и вырабатывается правило.
    В силу возрастных особенностей детям для следования правилу недостаточно только его произнесения. Они нуждаются во внешних атрибутах, наглядных средствах, напоминающих о необходимости соблюдать правило. А самое главное правило в работе педагога – любить детей!!

Ишутина Е.И., педагог-психолог высшей кв. категории