В детском саду не так давно прошел Педагогический Совет на тему: «Моделирование комфортной развивающей предметно-пространственной среды ДОУ». Мы подошли к этому вопросу несколько шире, рассмотрев с разных позиций. Как отмечал Л.С. Выготский, эмоции – «центральное звено» психической жизни человека, и, прежде всего ребенка.
Все изменения в познавательной деятельности, которые происходят на протяжении детства, необходимо связывать, указывал он, с глубокими изменениями в мотивационно — волевой сфере личности ребенка. Эффективность воспитания и обучения детей в ДОУ, их психологическое благополучие зависят от того, какие чувства вызывает та или иная деятельность, режимный момент, ситуация, как ребенок переживает свои успехи и неудачи, отношение к себе взрослых и сверстников.
Эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущение, восприятие, воображение, память и мышление.
Атмосфера в группе детского сада определяется:
1) Отношениями между воспитателем и детьми;
2) Отношениями между самими детьми;
3) Отношениями между воспитателями;
4) Отношениями между воспитателями и родителями.
Так что же такое «психологический комфорт»? Можно выделить критерии, составляющие психологический комфорт ребенка в ДОУ.
1. Спокойная эмоциональная обстановка в семье
Эмоциональная стабильность и отсутствие психологического напряжения у ребенка в семье, оказывает большое влияние на психологический комфорт в ДОУ. Уверенность в любви, уважение и понимании близких настраивает ребенка на открытые, доброжелательные отношения с педагогами и сверстниками в детском саду.
2. Распорядок дня
Для дошкольника важно, чтобы распорядок жизни был стабильным. Ребенок, который привык к определенному порядку, более уравновешен. Он представляет себе последовательность занятий, смену видов деятельности в течение дня и заранее настраивается на них. Обстановка спокойной жизни, отсутствие спешки, разумная сбалансированность планов взрослых – необходимые условия нормальной жизни и развития детей. В течение дня ни педагог, ни дети не должны чувствовать напряжения от того, что они что – то не успевают и куда — то спешат.
3. Обеспечение комфортности предметно-развивающей среды: соответствие возрасту и актуальным особенностям группы; доступность игрушек, не раздражающее цветовое решение интерьера, наличие растений с ароматом, способствующим снятию напряжения (корица, ваниль, мята) и проч.
В каждой группе детского сада приветствуется создание психологически комфортной среды для детей.
Создание такой среды включает в себя:
— организацию зоны для психологической разгрузки;
— обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме, например, создание «Уголока гнева», который даст возможность детям освободиться от переполняющего их гнева, раздражения и напряжения;
— обучение детей умению владеть собой в различных ситуациях, приемам саморегуляции (релаксации);
— обучение детей бесконфликтному общению с помощью эмоционально-развивающих игр;
— повышение самооценки тревожных, неуверенных в себе детей, например: через «Уголок достижений»;
— обучение детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде.
4. Стиль поведения воспитателя
Прежде всего, воспитатель сам должен быть спокоен и доброжелателен. Необходима ровная манера поведения с детьми. Педагогу необходимо отслеживать свое психологическое состояние для предотвращения агрессивных вспышек и апатичной усталости. Как писал поэт Борис Слуцкий: «Ничему меня не научит, то, что тычет, талдычит, жучит…»
5. Традиции
Замечательная традиция отмечать дни рождения детей. Можно ввести еще один обычай – «Круг хороших воспоминаний». Это мысленное возвращение к прошедшему дню с целью отметить все положительное, чем отличился каждый ребенок.
Не нужно забывать и о работе с родителями, только совместными усилиями можно создать благоприятный психологический климат для ребенка.
Как мы уже поняли, ключевой фигурой в создании психологически-комфортной обстановки в детском саду является педагог.
Профессия педагога относится к разряду стрессогенных, требующих от него больших резервов самообладания и навыков саморегуляции. Недостаточный уровень психологической культуры и навыков саморегуляции делают педагога в стрессовых ситуациях и палачом, и жертвой одновременно. Страдают и дети, ибо попадают в невротизирующую среду обитания, и сам педагог, расплачивающийся за все соматическими и нервно-психическими болезнями.
Главный вопрос, на который мы искали ответ на этом педсовете, звучал так: «Что и как можно изменить в жизнедеятельности отдельно взятого детского сада для создания психологически комфортных условий в его стенах?» Мы смогли найти ответ на этот вопрос. Предстоящая задача – воплотить все принятые решения в жизнь!
Ишутина Е.И., педагог-психолог высшая кв. категория