Что же такое Марблс?
Марблс- это сияющий стеклянный шарик сплюснутой, круглой, овальной или другой формы. Далёкий потомок глиняных шариков, которые в древности были игрушками для людей. Камушки Марблс могут быть сделаны из глины, дерева, пластика или чаще всего из стекла. Они имеют разнообразные оттенки, цвета, красота которых завораживает настолько, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать в руках.
Игры с шариками Марблс – это и физическое, и умственное развитие ребенка. Они тренируют мелкую моторику рук, ловкость, глазомер и координацию движений. В процессе игры у детей формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к речевым двигательным центрам.
Шарики Марблс берут свое начало от развлечений древних римлян и греков. Они объединяют в себе морскую волну, звездную пыль, янтарь и каплю воды. Игры с шариками Марблс – это физическое и умственное развитие ребенка. Работа с разноцветными камнями так же по силе воздействия на ребенка вызывает положительную реакцию: радость, улыбку, положительные эмоции. Помогает педагогу привлечь внимание детей к заданию.
Применение камушков «Марблс» это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей, позволяющий работать в разных направлениях.
Использование шариков Марблс на практике решает следующие задачи:
1. Развитие мелкой моторики, зрительно-двигательной координации.
2. Формирование правильного захвата шарика кистью руки.
3. Развитие сложно координированного движения пальцев и кистей рук.
4. Развитие тактильных ощущений.
5. Развитие пространственных представлений.
6. Формирование представления о буквах и звуках.
7. Развитие лексико- грамматических понятий.
8. Развитие фонематического слуха и восприятия.
9. Развитие связной речи.
10. Формирование математических представлений и понятий.
11. Развитие зрительного внимания, памяти, мышления.
12. Развитие фантазии ребёнка.
Работа с камешками Марблс активизирует и развивает внимание, сенсорное восприятие, мелкую моторику, воображение учащихся. Повышают речевую активность детей. Данные игры могут быть использованы в самостоятельной деятельности, режимных моментах и на занятиях. Ребенку предлагаются камешки, карточки и т. д.
«Чудесный мешочек»
Цель: формировать умения сопоставлять зрительные и осязательные впечатления, развивать речь.
Задание: В мешочек кладут шарики разной формы, величины, цвета. Перед ребенком образец – шарик Марблс. Педагог просит ребенка найти в мешочке такой же.
«Помоги ежику найти грибочки»
Цель: развивать цветовое восприятие, мелкую моторику, зрительно-двигательную координацию
Задание: Выложить дорожку от ежика к грибочками из камешков. Цветовая гамма не учитывается.
«Тучка и капельки»
Цель: учить детей соотносить и группировать предметы по размеру. Формировать зрительную координацию, понятия «большой», «маленький». Развивать мелкую моторику, логическое мышление. Развивать слуховое внимание, цветовое восприятие.
Задание: Выложить камешками Марблс синего цвета капельки Тучке. Камешки могут быть разного размера.
«Пройди по дорожкам»
Цель: развивать цветовое восприятие, мелкую моторику, зрительно-двигательную координацию формировать правильный захват шарика кистью руки.
Задание: взять камешки Марблс и выложить цветные дорожки, разного цвета.
«Выложи по контуру»
Цель: развивать умения различать цвета, называть их. Развивать зрительное внимание, память, мелкую моторику рук.
Задание:
1) предлагается выложить по нарисованному контуру, цветовая гамма не учитывается.
2) Предлагается заполнить картинку, которая имеет только контур, учитывается цветовая гамма.
«Змейка»
Цель: учить складывать камушки, прикладывая один к другому; развитие мелкой моторики рук.
Задание: Педагог предлагает выложить длинную змейку так, чтобы все камешки лежали друг за другом, без промежутка. Можно использовать разные цвета.
«Гирлянда»
Цель: развивать цветовое восприятие, зрительную память, зрительно- двигательные координации, учить выполнять действия по образцу.
Задание: у ребенка лист бумаги с нарисованными произвольно изогнутыми линиями и разноцветные камешки. Педагог показывает образец части гирлянды, на которой дано определенное чередование цветов. Ребенок по памяти собирает гирлянды из разноцветных камешков в соответствии с образцом.
«Художник»
Цель: развивать творчество, мелкую моторику.
Задание: выложить заданный предмет из камешков. Ребенок выкладывает схематичное изображение.
Игра «Камешки, дающие радость»
Звучит спокойная музыка (фон шум моря). Дети сидят на ковре. Каждый ребенок держит в руке камень марблс или кабошон. Психолог предлагает закрыть глаза, расслабится и представить себя на побережье; где нас пригревает солнышко, обдувает морской ветерок. Дети играют с камнем, гладят, рассматривают его.
Игра «Назови ласково»
Поможем сказочному герою добраться до домика, построив дорожку из камешков Марблс или кабошонов, называя при этом слова уменьшительно — ласкательно. Например: фонарик, столик, домик.
Игра «Радужные камешки».
Ребенок сидит в кресле. Психолог просит закрыть глаза и сделать из ладошек лодочку. Затем он вкладывает в детские ладошки камешек марблс или кабошон и дает инструкцию. «Возьми камушек в ладошки, согрей его, сложи ладошки вместе, покатай, подыши на него, согрей своим дыханием, отдай ему часть своего тепла и ласки. Открой глаза, посмотри на камешек, расскажи о чувствах, которые возникли у тебя во время выполнения упражнения».
Игра «Сухой бассейн».
Цель: сенсорное развитие и развитие мелкой моторики. Нужно сделать «Сухой бассейн», это очень полезно в целях развития мелкой моторики у дошкольников. Для этого нужно поместить Марблс или кабошоны в пластиковую ёмкость и перебирать пальчиками, можно отыскивать спрятанную среди камешков мелкую игрушку, либо разложить их по цвету.
Игра «Зеркало».
Цель: работа по коррекции дисграфии, зрительной памяти.
Детям рассказывается история о буквах — модницах, которые так любили смотреть в зеркало, что в конце концов запутались где они и где их отражения. Детям предлагается помочь буквам убрать их неправильные отражения.
Игра «Строители».
Восстанавливаем сломанные буквы, слоги, геометрические фигуры.
Игра «Разговор наедине».
(извлечение из-под сознания актуальной проблемы).
Психолог приносит камешки Марблс или кабошоны, говорит: «К нам пришел очень мудрый камень. Он выслушает каждого из вас, даст вам совет и легко решит все ваши проблемы».
Заданная установка на мудрость и проницательность способствует тому, что каждый участник игры вкладывает в устав мудрого камня фразу обычно с проблемой. Обычно, дети вкладывают в уста мудрого камня то, что их беспокоит и заботит больше всего.
Игра «Волшебный мешочек».
Ребёнок достаёт камешек любого цвета из мешочка и соотносит цвет с предметом, учась при этом правильно согласовывать слово-предмет и слово-признак: зелёный камешек — зелёный огурец, лук, крокодил; жёлтый камешек — жёлтая репка, жёлтое солнце.
Игра «Азбука настроения».
Дети рассматривают камешки, выбирают себе и представляют, что камешек -это его самая лучшая на свете рыбка. Дети отвечают на вопросы: Какое настроение у рыбки: веселое, радостное, счастливое? Какие чувства они испытывают: веселье, радость, счастье? Всего рассматривается 6 основных эмоций. Детям предлагается изобразить чувства, которые переживает рыбка.
Игра «Вверх-вниз, вправо-влево».
Педагог предлагает эталон разложенных камешек на плоскости, ребенку необходимо повторить рисунок и назвать, где и какой камешек находится.
Вариант 2. Игра «Вверх-вниз, вправо-влево».
Инструкция: (берется чистый лист А 4) положите красный камешек в центр листа, синий камешек — в левый верхний угол, желтый — в правый верхний угол, зеленый — в правый нижний угол; оранжевый камешек — в левый нижний угол. Проверку задания можно выполнить через предъявление эталона к заданию, или через устный контроль.
Игра «Продолжи узор».
Цель: развитие зрительной памяти, воображения. Нужно с помощью камешков продолжить узор.
Придумать продолжение сказки «Любопытные гусеницы».
Предварительно рассказать о том, как гусеница превращается в куколку, а потом в бабочку, чем питается.
Затем обратить внимание, что гусеницы ползут к норкам. Далее идет работа с камешками. Дети подбирают камешки определенных цветов и размеров, считают и украшают гусениц.
Придумать продолжение сказки. Жила-была маленькая гусеница. Она знала, что однажды станет прекрасной бабочкой. Но время шло, шло, все ее подружки уже давно порхали над цветами, а бедная гусеница никак не могла превратиться даже в куколку…
Продолжение сказки придумывают дети.
Аналогично, по сюжету любой иллюстрации придумывается и обыгрывается сказка.
Игры «Лабиринты».
Игра учит ориентироваться на плоскости, развивать тактильные ощущения, движения пальцев рук, зрительную память, внимание.
Предварительно на основу пустой коробки из-под конфет наклеиваются обрезанные карандаши, так чтобы оставались свободные дорожки для передвижения камешков Марблс. Затем, ребенок выбирает понравившейся ему камешек и наклоном коробки перекатывает его.
Игра «Выкладывание сюжетных картинок из камешков».
Цель: развитие фантазии. Выкладывание сюжетных картинок при помощи камешков на определенную тему: «Морское дно» и «Домик в деревне», «Колобок», «Новый год», «Рыбки в аквариуме».
Игра «Выложи по контуру»
Игра «Заполни пустой кружок»
Цель: развитие пространственных представлений, внимания.
Использование камешков Марблс и кабошонов при изучении лексических тем, геометрических фигур.
Математические игры с камешками.
Чтобы развивать математические способности, можно предложить ребенку:
— Выкладывать последовательности: например, разложить камни по размеру от маленького к большому; или предложить составить более сложные ряды: выложить два одинаковых по цвету маленькие камешки и один большой камешек. Ребенок и сам может придумать свой «узор» и продолжит ряд.
— Выкладывать геометрические фигуры, цифры: вы можете нарисовать на листке контур фигуры, а ребенок будет повторять контур камешками. Дети постарше могут отгадывать фигуру по точкам: например, выложив три камешка, ребенок должен догадаться, что это треугольник. Из камней можно выкладывать геометрические фигуры, предметы и ряды от большого к меньшему и наоборот.
Из камешков дети с удовольствием выкладывают дорожки разной длины, а из плоских камешков — башенки разной высоты.
— Порядковый счет и математические термины. Считаем количество камешек и динозавров.
— Различаем и сравниваем цвета, формы, геометрические фигуры.
Игра «Сортируем камешки».
По цвету: можно заранее подготовить цветные тарелочки (емкости), и ребенок будет подбирать каждой тарелке свои камешки;
По размеру: можно поставить несколько коробок с указателями для различного размера — для маленьких, средних, больших камней;
По форме: можно оформить коробку, проделав в нем несколько отверстий различного диаметра — для овальных камней, круглых;
По весу: можно поставить опыт: сколько камней потребуется, чтобы уравновесить один большой и тяжелый камень. Попробуйте сначала определить вес по внешнему виду, или взвешиванием на руке, а затем проверьте результат на «весах»;
По фактуре: сделайте «тактильный мешочек» — насыпьте в непрозрачный мешок камешки различной величины, формы и фактуры. Пусть ребенок по вашей просьбе на ощупь ищет гладкий камешек, а затем длинный, шершавый, круглый, маленький.
Титова И. А., учитель-дефектолог