Ритмические игры

Сегодня поговорим о ритме. Что такое ритм? Как вы думаете?
Ритм – это повторение в определенной закономерности схожих элементов или равномерное чередование каких-либо элементов (звуковых, двигательных, например, ритм дыхания, сердечный, музыкальный, танцевальный).
Исследования учёных, занимавшихся изучением детей с проблемами речи (Л. А. Венгер, Г. А. Волкова, В. А. Гринер и др.), показали, что у данной категории детей слабо развито чувство ритма, вследствие чего отмечались нарушения слоговой структуры слова и неритмизированная речь, замедлялось становление развернутой речи, она была не выразительна и слабо интонирована. В результате этого дошкольник говорил примитивно, используя короткие отрывочные высказывания, а в дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей тормозило развитие ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками (соответственно и социализацию ребенка).
Для того чтобы развить чувство ритма у дошкольника, необходимо научить его воспринимать ритм, правильно координировать движения с воспринятым на слух ритмическим рисунком. Для этой цели используются разнообразные ритмические игры. Я хочу предложить вашему вниманию некоторые из них.
С маленькими детьми можно поиграть в следующую игру.

«Мышиная история».
Осенью мышки весь день бегали туда и сюда, собирая запас на зиму. ПОБАРАБАНИТЬ ПАЛЬЧИКАМИ (по барабану или пустой коробке).
И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки. МЕТАЛЛОФОН (или стучим ложечкой по нескольким бокалам). Они покрыли замёрзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на этом снегу появились маленькие следы мышиных лапок (стучим ложкой по пустой стеклянной бутылке, подвешенной за горлышко). Мыши попрятались в свои норки, где у них было много еды. Они грызли орешки, ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ, грызли зёрнышки (расчёска). И устраивали себе из соломы тёплые гнёздышки. ШУРШИМ БУМАГОЙ.
Особенно они любили лакомиться сладкими корешками. ЦАРАПАЕМ ПЛАСТИК БАРАБАНА (ИЛИ ДОЩЕЧКУ).
А снаружи на землю каждый день падал снег МЕТАЛЛОФОН (или ложечкой по бокалам). Шумел ветер, ДУДИМ В БУТЫЛКУ. И над мышиными норками намело большой-пребольшой сугроб. Но мышкам было очень хорошо под снегом в тёплых норках (барабаним пальчиками по пустой коробке).
Копирование «чужих» ритмов развивает слуховое восприятие и память.
С детьми постарше подойдут следующие игры.
«Восприятие ритма».
Прослушать серии простых ударов, определить количество ударов, показать карточку с соответствующей цифрой,
Назвать число ударов: // 2, /// 3, //// 4.
«Эхо»
Возраст: 4-5 лет.
Цель игры: развить музыкальный слух и чувство ритма у детей.
Необходимое оборудование: набор карандашей.
Ход игры. Ребенок располагается за столом, в руке карандаш.
Взрослый спрашивает, что такое эхо и где оно может быть. В доступной форме объясняет природу возникновения этого природного явления, после чего знакомит ребенка с условием игры: необходимо точно повторить прослушанный ритмический рисунок, то есть концом карандаша простучать его по поверхности стола.
«Хлоп-хлоп»
Ход игры: ребенок читает хорошо знакомое стихотворение, например, А.Барто, каждый слог, отхлопывая ладошками:
У-РО-НИ-ЛИ-МИ-ШКУ-НА ПОЛ О-ТОР-ВА-ЛИ-МИ-ШКЕ-ЛА-ПУ
Или шагает на месте, скандируя:
НЕТ, – НА-ПРА-СНО-МЫ-РЕ-ШИ-ЛИ ПРО-КА-ТИТЬ-КО-ТА-ВМА-ШИ-НЕ
Или плавно дирижируя одной или двумя руками:
И-ДЕТ-БЫ-ЧОК, – КА-ЧА-ЕТ-СЯ ВЗДЫ-ХА-ЕТ – НА– ХО-ДУ
Ребенку можно предложить представить себя артистом, который читает стихи на сцене в детском театре, и его внимательно слушают маленькие дети. Благодаря этому речь станет более выразительной и громкой, а занятие превратится в интересную игру.
Предложенные игры дают возможность родителям радовать своих детей, играя вместе с ними, в тоже время развивать речь.
Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться.


Ишутина Е.И., педагог-психолог высшая кв. категория