Примерно к пятилетнему возрасту речь детей должна быть в основном сформирована: ребенок должен уметь грамотно выстраивать фразы, иметь правильное звукопроизношение, уметь различать звуки на слух, составлять несложный рассказ по картинке. Некоторые дети пока не владеют этими навыками или владеют ими не в полной мере.
Такие дети нуждаются в логопедической помощи.
Если ребенку поставили диагноз ФНР, ФФНР или ОНР. Ребенок не произносит некоторые звуки или произносит их с искажениями. Или наряду с нарушением звукопроизношения ребенок недостаточно четко различает звуки на слух, допускает ошибки в грамматическом оформлении высказывания. Или к этим проблемам добавляются трудности в поиске нужных слов в речи, неумении пересказать сказку, рассказ или построить связное высказывание. При систематических занятиях можно не только преодолеть все имеющиеся нарушения речи, но и развивать у ребенка внимание, зрительное и слуховое восприятие, память, мышление, общую и мелкую моторику, обогатить словарный запас – словом все то, что так пригодиться ему в школе при изучении разных предметов.
Если не исправить у ребенка неправильное звукопроизношение до школы, то после сделать это будет намного труднее, т. к. дефект закрепится и войдёт в привычку и, кроме того, повлечет нарушение в письменной речи. Несмотря на все вышеперечисленные плюсы, некоторые родители отказываются от логопедической группы, мотивируя тем, что ребёнок в обычной группе научится правильно говорить быстрее, нежели в среде плохо говорящих детей.
Это заблуждение, т.к. часто у детей с речевыми проблемами недостаточно развит фонематический слух. Такой ребёнок не может отличить, какой звук произносится верно, а какой нет. Следовательно, пример правильной речи не может служить средством исправления данного дефекта, и, без специального коррекционного обучения, ребёнок не овладеет правильной речью.
Как показывает практика, «речевые дети» оказываются гораздо лучше подготовленными к школьному обучению, нежели их правильно говорящие сверстники. Это не случайно — ведь с вашим ребёнком будет работать целая команда специалистов: логопед, психолог, воспитатели. Поэтому — отбросьте все сомнения и идите в логопедическую группу. И еще очень важный момент: без вашей помощи наша работа не будет достаточно плодотворна и эффективна.
Титова И. А., учитель- логопед первой кв. категории