Что значит эмоциональный интеллект? Это значит всматриваться в другого человека, понимать его состояние, заботиться о нем, обладать хорошим запасом слов и фраз, которые могут называть глубинные чувства и переживания. Уметь говорить о чувствах, понимать собственные эмоции, распознавать ощущения и рассказывать о них близким — это и есть эмоциональный интеллект, развитие человеческой души, развитие психики.


В работе с детьми над развитием ЭИ мы используем такие методические средства, как:
-ролевые игры;
-психогимнастические игры;
-коммуникативные игры;
-игры и задания, направленные на развитие произвольности;
-игры, направленные на развитие воображения;
-релаксационные методы;
-эмоционально-символические методы.


Хочу порекомендовать несколько игр на развитие эмоционального интеллекта:
Игра «История одного шарика»
Цель игры
Научить ребёнка расслабляться, подстегнуть работу его воображения, помочь анализировать собственные переживания.
Как играть
Попросите малыша надуть яркий воздушный шарик.
Придумайте историю, суть которой в том, что шарик переполнен эмоциями:- — ему очень обидно, что он зелёный, а его друзья красные;
— он боится предстоящего праздника, потому что дети могут его раздавить;
— он солгал маме-шарику о том, где гулял вчера вечером, и теперь ему мучительно стыдно.
Чтобы шарик не лопнул от нахлынувших эмоций, ему надо помочь. Пусть ребёнок медленно выпустит воздух из шарика, приговаривая в этот момент что-то подбадривающее, какие-то слова поддержки.
На что обратить внимание
Желательно, чтобы надувал шарик, а затем выпускал из него воздух ребёнок, но если потребуется, помогите с этой частью задания. Спрашивайте малыша, бывали ли у него ситуации, в которых он чувствовал себя как этот шарик (эмоции могут быть и радостными, не обязательно упоминать страх, досаду или стыд).
Игра «Фантазёры»
Цель игры
Научить ребёнка анализировать эмоциональное состояние рисованных персонажей, развивать чуткость и воображение.
Как играть
Подготовьте несколько картинок, на которых изображены эмоции людей.
Пусть ребёнок опишет, что видит.
А теперь попросите его придумать, что предшествовало изображенному моменту.
Пофантазируйте вместе, что может случиться дальше.
На что обратить внимание
Чем больше деталей заметит малыш на картинке, тем лучше. Если в процессе работы над эмоциональным интеллектом вы будете периодически повторять показ картинок, то непременно обнаружите, как возрастает внимательность малыша.
Игра «Убеди меня»
Цель игры
Научить отстаивать свои интересы; защищать то, что дорого; спокойно принимать критику своих убеждений.
Как играть
Спросите ребёнка, какое из недавно прочитанных произведений понравилось ему больше всего.
Сделайте сенсационное заявление, объявив, что считаете эту книгу совершенно неинтересной.
Позвольте ребёнку переубедить вас.
На что обратить внимание
Будьте тактичны. Возражайте мягко, не оскорбляя детских чувств, но побуждая своего оппонента приводить всё новые и новые аргументы в защиту своей позиции.
В итоге вы должны признать победу малыша. В идеале после игры вместе перечитать книгу, которую обсуждали.
Вместо литературы можно подвергнуть анализу просмотренные фильмы и мультики, новые игры, игрушки и наряды.


Помните, что эмоциональное благополучие ребёнка – главное условие его физического и душевного здоровья.
Известный физиолог Н.М. Щелованов писал: «Эмоции не только составляют наиболее ценное психологическое содержание жизни ребёнка, но и имеют важное физиологическое значение в жизнедеятельности организма». Эмоции неистребимы. Они не исчезают, а откладываются в подсознании. Именно отсюда формируются добрые и злые, жизнерадостные и грустные, открытые и замкнутые люди. Очень важно научить ребёнка бороться и побеждать страх, злость, жадность; важно научить удивляться и заботиться, грустить и радоваться, сочувствовать и гордиться…
Волкова Е.В., педагог- психолог высшей кв. категории