Психологическая готовность ребенка к школе

Поступление в школу — поистине переломный момент в жизни ребенка. Посудите сами — резко меняется весь образ жизни, условия, в которых он действует. Ребенок занимает новое положение в обществе; у него складываются совершенно иные взаимоотношения с взрослыми и сверстниками, возникает ряд трудностей, не связанных с его предыдущим опытом дошкольного детства, и потому, требующих максимальной мобилизации и физических, и интеллектуальных сил.

Трудным  становится все: сидеть на уроке в определенной позе, не отвлекаясь; следить за мыслью учительницы; сами уроки с перерывами не «когда хочется», а через долгих 40 минут; невозможность поделиться новыми впечатлениями;  сдерживание переполняющих ребенка эмоций  и многое другое. Школа для ребенка становится серьезным экзаменом на зрелость.

Поэтому основная задача родителей  – создать  положительный  настрой на школу. Как же этого  добиться на практике? Можно ли самим определить готов ребенок к школе?
Понятие «готовность к школе» включает в себя несколько моментов.
     Первый – это физическая готовность, которая подразумевает зрелость организма. Школьное обучение связано с  большими нагрузками, поэтому, прежде чем отдавать ребенка в школу необходимо проконсультироваться у специалистов: нет ли у него проблем со здоровьем.
     Второй – это интеллектуальная готовность, которая включает в себя определенный багаж знаний ребенка, а также наличие у него следующих умений и навыков: сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать. Конечно, эти умственные умения могут выражаться и в умении читать и считать, но это не главное. Если ребенок умеет читать и писать, это совершенно не значит, что он готов к школе. Намного важнее — научить ребенка грамотному пересказу, умению рассуждать и мыслить логически.  Очень важно, чтобы дети умели общаться, вести себя в коллективе с взрослыми и сверстниками. И помощь родителей в этом будет совершенно не лишней.
     Третий момент готовности ребенка к школе  —  мотивационная готовность — это появление интереса к школе, желание учиться. В семье мотивационная готовность возникает на примере старших детей. Наблюдая за тем, как старшие братья и сестры готовят уроки, собираются и уходят в школу — у дошкольников возникает желание самим поучаствовать в этом процессе. Нужна ли при этом помощь родителей? Да, да и да. Каждый ребенок нуждается в поддержке родных ему людей, тем более в таком ответственном событии. Рассказы о том, чему, как  и кто учит в школе, какие у ребенка будут права и обязанности, помогают детям настроиться на учебу. Не стесняйтесь рассказывать о том, как вы волновались и переживали, когда были первоклассниками, какой была ваша первая учительница и т.д.
     Уважаемые родители! Будет просто замечательно, если Ваш ребенок в первый год учебы будет ощущать Вашу поддержку. Чаще говорите своим детям: «Молодец! Ты постарался, и у тебя получилось!»; «С каждым  разом всё лучше и лучше!» и т.д. Ваша вера в успех, спокойное и ровное отношение помогут ребенку справиться со всеми школьными трудностями.

Ишутина Е.И., педагог-психолог, высшая кв. категория

.