Продуктивные каникулы. Как научить ребёнка читать?

Перед тем, как учить ребенка читать, необходимо научить его звуковому анализу и синтезу.

Ребенок должен
1. Уметь выделить звук из начала, середины, конца слова. Примерные задания:
❇️Какой звук ты слышишь в начале слова?
❇️Какой звук ты слышишь в середине слова?
❇️Какой звук ты слышишь в конце слова?
❇️Придумай слова с этим звуком, чтобы он был в начале слова.
❇️Придумай слова с этим звуком, чтобы он был в середине слова.
❇️Придумай слова с этим звуком, чтобы он был в конце слова.

2. Уметь называть последовательно звуки в слове
Примерные задания:
❇️Назови 1-й, 2-й звук в сочетании «гласный – гласный» (АУ, УА и т. д.)
❇️Назови 1-й, 2-й звук в сочетании «гласный – согласный» (ОХ, УХ, АМ …)
❇️Назови 1-й, 2-й звук в сочетании «согласный – гласный» (СА, ХА, НА…)
❇️Назови гласный звук в односложных сочетаниях типа
«согласный – гласный – согласный» (МАК, кот и т.д.)
❇️Назови по порядку звуки в словах типа: РАК, СУП, ЛЕС, ПЕС, ПЕНЬ;
❇️Назови по порядку звуки в словах типа: ЛУНА, КАША, ЛИСА, МАКИ;
❇️Назови по порядку звуки в словах типа: ТАНК, ВОЛК, ЛИСТ, ТИГР;
❇️Назови по порядку звуки в словах типа: КОШКА, СУМКА, ПИСЬМО;
❇️Назови по порядку звуки в любых словах.

Одновременно работать над определением количества и порядка слогов в словах, слов в предложениях.
Последовательность работы над выделением звуков в слове.

1. Гласные под ударением в начале слова (АНЯ, УТКА, ОСЕНЬ…)
2. Последний согласный в словах (МОТОР, КАТОК…)
3. Выделение начального согласного вне слияния с согласным (КТО, ШКАФ, ЗМЕЯ)
4. Выделение конечного гласного (сначала под ударением, затем – без ударения) ШКАФЫ,
МОЛОКО, ОЧКИ, КОТЯТА, САНИ.
5. Выделение начального согласного в сочетании с гласным:
🔸Шипящих: ШУБА, ЩЁТКА;
🔸Свистящих: СОБАКА, ЗУБЫ;
🔸Смычно-проходных: ВАТА, КОТ;
🔸Других.
Не следует брать для анализа слова с йотированными (двойными) гласными (я, е, ю, ѐ)

Эта работа должна предшествовать чтению!

Ломовцева М.В., учитель-логопед высшей кв. категории