Что делать при короткой уздечке языка и какие проблемы она может вызвать?
Зачастую взрослые сталкиваются с укорочением уздечки языка (анкилоглоссией) у своих деток, но не всегда придают этому значение. Как правило, о существовании дефекта мамочке сообщают еще в родильном доме, но в ряде случаев диагностирование короткой связки у младенцев затруднено.
Немного про уздечку языка
Подъязычная уздечка — это связка (складка), которая тянется примерно от середины нижней поверхности языка и прикрепляется к дну ротовой полости на расстоянии примерно в 5-8 мм от шейки передних зубов.
Короткая уздечка языка у ребенка — это аномалия врожденного характера, проявляющаяся ограничением движения языка. У многих деток уздечка закреплена близко к верхней трети языка или непосредственно к кончику, что в разной степени влияет на подвижность языка: от скованности естественной подвижности и до полного блокирования движения. Короткая уздечка, мешающая правильному звукопроизношению, коротка не в длину, она просто начинается от самого кончика языка.
Короткая уздечка языка у новорожденных встречается довольно часто.
Проблему укороченной подъязычной складки относят к разряду междисциплинарных, так как она напрямую затрагивает педиатрию, детскую стоматологию и логопедию.
Какие бывают уздечки?
В полости рта у взрослого и маленького человека присутствуют: уздечка верхней, уздечка нижней губы и подъязычная уздечка. Дефекты складок обеих губ встречаются довольно редко. А вот укороченная подъязычная связка довольно распространенное явление среди грудничков и более старших деток. Если, на первый взгляд, банальную проблему игнорировать, то в будущем сложно будет избежать нежелательных последствий.
У детей короткая уздечка языка может стать причиной:
- нарушения формирования звукопроизношения;
- нарушения затруднения вскармливания грудью;
- обильного выделения слюны;
- нарушения пережевывания твердых продуктов питания у деток в старшей возрастной группы;
- смещения зубных рядов;
- формирования неправильного прикуса.
Как правило, специалисты выделяют следующие благоприятные периоды для проведения лечения посредством операции:
- с 0 и до 9 месяцев;
- с 2-х и до 2,5 лет — формирование молочного (временного) прикуса;
- после 5 лет — формирование постоянного прикуса.
Почему уздечка языка укорачивается?
Почти в половине случаев короткая уздечка наследуется ребёнком от одного из родителей.
Ненаследственные случаи укороченной подъязычной связки могут быть связаны с вредными воздействиями на эмбрион в первом триместре, в период формирования зубочелюстной системы. К числу этих факторов относятся серьезные стрессовые ситуации, прием лекарственных средств и пагубное воздействие веществ химического происхождения во время вынашивания малыша. Нельзя скидывать с чаши весов возраст беременной женщины. У мамочек после 35 лет риск развития подобной малой патологии возрастает в разы.
Признаки укороченной подъязычной уздечки
Короткая уздечка языка у новорожденного характеризуется:
- частыми и продолжительными периодами кормлениями с интервалами для отдыха;
- явным недовольством в момент прикладывания к груди;
- плохим приростом массы тела;
- «цоканьем» в момент кормления;
- полным отказом от вскармливания грудью.
У деток постарше недоразвитие подъязычной складки проявляется в:
- проблемном прикусе;
- нарушении произношения верхнеязычных звуков, где требуется подъем языка.
На укороченную уздечку указывают явные нарушения, которые легко увидеть:
- повернутые внутрь резцы снизу;
- «раздвоение» кончика языка;
- поверхностное углубление при подаче языка вперед;
- кажущаяся горбатость языка при поднятом корне и прижатом ко дну ротовой полости кончике;
- затрудненное облизывание губ и высовывание языка за границы ротовой полости.
Как правило, поступают жалобы на проблемы с употреблением твердых продуктов питания, а именно с их непосредственным проглатыванием. Пережеванную пищу не имеют возможности перемещать по поверхности языка.
Классификация короткой подъязычной уздечки
С легкой степенью отклонения от нормы дети живут обычной жизнью. А вот средняя и тяжелая степень патологического состояния требуют ранней коррекции во избежание серьезных ортодонтических проблем в будущем.
На основании тестирования по системе Элисон Хазелбейкер стало возможным четко определиться со степенью аномального развития складки (перемычки) языка:
- легкая степень подразумевает наличие складки больше 1,5 см и нарушение произношения шипящих, сонорных звуков;
- средняя степень характеризуется длиной перемычки меньше 1,5 см и явными дефектами в произношении слов;
- тяжелая степень заявляет о себе протяженностью связки до 1,0 см или ее полным отсутствием при наличии серьезных погрешностей в речи.
По степени сращения различают следующие виды связок:
- тонкая, прозрачная, укороченная, ограничивающая подвижность языка;
- наполовину прозрачная, истонченная, прикреплённая своим передним краем близко к кончику языка, из-за чего при попытке выдвижения языка его кончик заставляет принимать определенную форму «сердечка» за счет стяжки посередине;
- непрозрачная, утолщенная, прикреплённая близко к кончику, а при подаче языка вперед загибает его кончик и приподнимает спинку;
- короткий плотный тяж уздечки сращен с мышцами языка;
- практически отсутствие связки и ее полное сращение с мышечным каркасом языка.
Чтобы проверить, короткая ли уздечка у ребенка, попросите ребенка открыть рот (не слишком широко) и «потрогать» кончиком языка верхние зубы. Если ребенок достает языком до верхних зубов, значит длина подъязычной связки достаточная. Кстати, если по вашей просьбе ребенок не может этого выполнить, это может, кроме того означать, что у ребенка просто слабые мышцы языка. При короткой уздечке, мешающей нормальному звукопроизношению, ребенок не сможет также высунуть (при открытом рте) кончик языка изо рта.
Классические методы терапии
Любое вмешательство посредством хирургии зачастую приводит маленьких и даже взрослых пациентов в ужас.
Если есть возможность оставить аномальную уздечку в неизменном виде, то коррекцию произношения звуков можно провести посредством специальных комплексов гимнастики на растяжение и сопутствующим массажем подъязычной связки (см. далее). Но не всегда такие методы приводят к нужному результату.
Хирургическое лечение
При подозрении на анкилоглоссию необходимо обратиться за стоматологической или логопедической помощью. Специалист с точностью определит причину всех неудобств и назначит оптимальный вариант разрешения проблемы. Большинство родителей с осторожностью относятся к хирургическому способу лечения укороченной складки и поэтому затягивают с визитом к врачу. Но это лучше делать вовремя.
Показания к оперативному вмешательству.
Во многом для решающего шага для подрезания связки становятся серьезные затруднения при грудном кормлении.
У деток в старшем возрасте родители обращают внимание уже на явные нарушения прикуса.
Смещение зубов с нарушением процесса пережевывания и проглатывания пищи также является поводом для обращения к специалисту за квалифицированной помощью.
Нарушения речи с произношением, не поддающиеся исправлению посредством классических методик, подлежат хирургической коррекции.
Как определить, нужно ли подрезать связку языка?
Только доктор может принять решение об оперативном рассечении (иссечении) уздечки совместно с хирургом, ортопедом и логопедом. В каждом конкретном случае важен индивидуальный подход.
Противопоказания к оперативному лечению.
Категорически запрещено подрезать уздечку в случае:
- патологии системы кроветворения;
- инфекционного процесса в ротовой полости и организме в целом;
- грибкового заболевания полости рта.
Укорочение подъязычной уздечки не должно стать камнем преткновения для родителей. Прежде всего, нужно обратиться к специалисту, чтобы определить тяжесть дефекта и оценить шансы на решение проблемы без операции.
Артикуляционная гимнастика.
Правила:
1. Рот открывать максимально широко, но в то же время, чтобы ребенок мог дотянуться кончиком языка до альвеол.
2. Все движения должны выполняться медленно, на улыбке, близко к пределу возможного.
3. Упражнения даются ребенку физически тяжело: язык устает, подъязычная связка может болеть — давайте отдых.
Упражнения:
«Маляр»
Улыбнуться, широко открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.
«Лошадка»
Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострен. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть была неподвижной.
«Грибок»
Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язычок к небу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, а губы – в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощелкать, как в упражнении «Лошадка». В пощелкивании тренируется нужное движение языка.
«Грибок с элементами самомассаж». Ребенок выполняет упражнение «Грибок» и сам перебирает уздечку большим и указательным пальцами руки.
«Гармошка»
Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая язык открывать и закрывать рот.
«Барабан»
Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук ДДДДДД. Язык при произнесении этого звука упирается в верхние зубы, рот не закрывать. Чтобы ребенок рот не закрывал, можно зажать зубами палочку шириной 1 см или ручку детской зубной щетки.
«Качели»
Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз — два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
«Дотянись до носа»
Улыбнуться, открыть рот. Широкий кончик языка поднять к носу. Следить, чтобы язык не сужался, а губы и нижняя челюсть были неподвижны.
«Футбол»
Рот закрыт, кончик языка с напряжением упирается то в одну, то в другую щеку так, чтобы под щекой надувался мячик.
«Котенок»
На блюдечко положить немного сгущенки и предложить слизать ее языком.
Массаж уздечки языка
1. Большим и указательным пальцем левой руки, взявшись за кончик языка, поднять его вверх. Рот при этом раскрыт. Указательным и большим пальцами правой руки растягивающим движением скользить по уздечке языка снизу вверх.
2. Указательным и большим пальцами рук тянуть язык за кончик вниз.
3. Указательным и большим пальцами рук тянуть язык за кончик вверх.
Титова И.А., учитель-логопед высшей кв. категории