Невротические привычки у детей: что с этим делать?

Замечая, что ребенок постоянно грызет ногти, ковыряет в носу, сосет палец, грызет губы до крови, кусает подушку, родители стремятся поскорее искоренить эти привычки, так как они считаются непристойными или, по крайней мере, не эстетичными. Зачастую родители подходят к вопросу достаточно жестко: стремятся убрать нежелательные навыки ребенка, применяя насильственные методы воспитания (порицания, запреты, наказания). Это не приводит к желаемому результату, а иногда, наоборот, закрепляет привычку еще больше. Подобные привычки  связаны у ребенка чаще всего с преодолением возникшего страха или стресса, поэтому, в первую очередь, важно выяснить причины.
   

      Среди причин  выделяют следующие:

     1. Физиологические факторы:

     1.2 Витаминно-минеральный дефицит. Нервная система способна нормально функционировать лишь при хорошем питании, насыщенном витаминами и минералами. Особенно важны для ребёнка витамины E, B и магнийсодержащие продукты, в противном случае (при нехватке данных витаминов) развивается высокая тревожность, нервозность и переутомление.

     2. Психологические факторы:

     2.1 Трудности с адаптацией. У многих деток вредная привычка возникает одновременно с началом социализации. Так, к трём годам ребёнок начинает посещать садик, но если он «тепличный» малыш, то даже кратковременные разлуки с родителями  становятся стрессом.

     2.2 Семейный климат. Постоянные скандалы в семье, склоки между родителями, уход одного из них из дома, перекладывание процесса воспитания на бабушек – всё это также стрессогенный фактор, приводящий к обкусыванию ногтевых пластин и другим невротическим привычкам.

     2.3 Аутоагрессия (агрессия, направленная на себя). При подобном поведении агрессивность в силу различных обстоятельств направляется на самого себя. Ребёнок, боясь гневиться на других, начинает вредить собственному здоровью – к примеру, грызть ногти.

     2.4 Генетически обусловленная тревожность. Невротические привычки могут появляться и без очевидного стрессогена, только по причине чрезмерно возбудимой нервной системы и темперамента, которые обусловлены наследственным фактором. Любопытно, что позитивные и отрицательные события оказывают одинаково сильное возбуждающее воздействие.

     2.5 Увлечение телевизором или компьютером. Мельтешение кадров, высокая громкость, блики от экрана негативно воздействуют на детскую психику. Пытаясь успокоиться, ребёнок сосёт пальцы или грызёт ногти.    

     Таким образом, основной провоцирующий фактор – повышенная тревожность и склонность к стрессам.

Что делать?

     1. Нельзя ругать и кричать на ребёнка, поскольку столь агрессивно выраженный интерес к детской проблеме, напротив, усугубит положение. Лучше поискать более позитивный способ помощи ребёнку. Обязательно следует пообщаться с ребёнком, чтобы установить «спусковой механизм». Постарайтесь определить причину такого поведения.

     2. Обязателен телесный контакт (поглаживания по голове, объятия, массаж пальцев), приятные слова. То есть проведённые с ребёнком часы и минуты обязаны быть наполненными позитивными эмоциями.

     3. Глупо ожидать отказа ребёнка от откусывания ногтевых пластин или заусениц, сосания пальцев, если кто-то из близких родственников (особенно значимых для малыша) сам грызёт ногти и постоянно толкает пальцы в рот.

     4. Если ребёнок подобным нежелательным способом вымещает агрессию, покажите ему социально одобряемые формы её проявления. Например,  игры способствуют выплёскиванию негативных эмоций.

      5. Если Вы видите, что ребенок собирается, либо уже начал грызть     ногти, толкает пальцы в рот, ковыряет в носу, отвлеките его. Дайте ему поручение, предложите заняться чем-то интересным совместно, начните беседу. Желательно, чтобы все ваши   действия, просьбы и слова вызвали у него положительные эмоции.

      Займите ребёнка ручным трудом, к примеру, рисование, лепка не только займут ручки, но и принесут  массу позитивных моментов.   

     6.  Нужно рассказать о негативных последствиях  – маленькому ребёнку можно предложить рассмотреть через микроскоп (лупу) грязь из-под ногтей, в которых могут находиться разные неприятные существа.

     7. К творческому ребёнку необходим неординарный подход. В частности можно сочинить сказочную историю, которая рассказывает о двух героях – один грызёт ноготки (сосет палец, грызет губы до крови и т.д.), а второй – не имеет подобную привычку. Вот почему с первым мало кто общается и играет, а у другого – множество приятелей. Сказочная терапия положительно и опосредованно воздействует на детское сознание.

   8. Необходимо пересмотреть распорядок дня, выделить время для дневного отдыха и проследить за тем, чтобы ребенок полноценно высыпался и не переутомлялся. Важно обеспечить  частые прогулки на улице.

     9. Если провоцирующим возникновение привычки становится неожиданная разлука с любимой мамой после постоянного с ней нахождения, то подобное расставание способно стать серьёзным стрессом. Важно постепенно приучать ребёнка к самостоятельности и независимости, например, следует на короткое время отводить его к бабушке, оставлять с папой, расширять круг общения с другими детьми.

     10. Если ребенок грызет ногти, обкусывает заусеницы, научите его ухаживать за ногтями, подарите  набор для ухода за ними, объясните, как использовать те или иные инструменты.  Можно подарить безопасный лак для ногтей: в некоторых случаях — но не во всех — наличие красивого и невкусного покрытия устраняет желание грызть ногти. Перед покупкой лака полезно проконсультироваться с педиатром. Хорошим вариантом будут ухаживающие лаки, которые помогут восстановить ногтевую пластину.

     А самое главное —  обнимайте, целуйте, любите своего ребенка!

Ишутина Е.И., педагог-психолог высшая кв. категория