Как осенью поднять настроение всей семье

Отпуск и каникулы были совсем недавно, а сил почему-то уже нет, да и настроение скучное. Так бывает и у взрослых, и у детей. Как справиться с осенней хандрой? Бывает ли она у дошкольников? У взрослых есть понимание и осознание того, что теплое летнее время закончилось, осень будет дождливой и слякотной, впереди — холодная зима, света будет мало, и лето наступит еще нескоро.

Дети об этом вообще не думают. Они живут настоящим, с полным погружением и проживанием состояния «здесь и сейчас». Они не воспринимают осень как тоскливое время года. Просто не думают об этом. чаще всего они не придают большого значения погоде. А вот что действительно может вызывать изменения в поведении и эмоциональном состоянии детей в начале осени — это адаптация к детскому садику и к школе. Особенно если ребенок только начал ходить в сад или пошел в первый класс.

Что происходит с малышами?

У маленького ребенка в связи с адаптацией к детскому саду хандра может выражаться в капризах, плаксивости, упрямстве, истериках, повышенной сонливости. Часто ребенок в детском саду старается следовать правилам, хорошо себя вести, а когда оказывается вечером дома, то дает волю чувствам. На это жалуются очень многие родители. Кроме того, ребенок сильно скучает по своим значимым взрослым и, когда приходит домой, начинает капризничать и «плохо» себя вести, чтобы привлечь их внимание, так как не умеет прямо об этом просить.

Как помочь самым маленьким?

Проявляйте больше нежности и ласки, чаще берите на руки, прижимайте к себе и качайте, обнимайте, проводите вместе больше времени, делайте массаж спины, массируйте пальчики рук.

Утром просыпайтесь так, чтобы было время хотя бы 5 минут пообниматься вместе с ребенком. Обязательно играйте с малышом в то, что он любит и что ему интересно. Следите, чтобы ребенок достаточно спал и хорошо высыпался.

Если малышей приходится будить утром в садик, важно делать это не резко, а ласково. Пробуждение должно быть медленным и спокойным. Вот несколько полезных советов, которые помогут малышам с самого утра быть в хорошем расположении духа:

• Можно поставить тихо-тихо любимую музыку или аудиосказку, можно поглаживать или слегка пощекотать малыша.

• Говорите ласковые слова, поцелуйте пальчики, тихонько зовите по имени, можно шепотом.

• Можно помочь малышу сделать зарядку прямо в постели, поднимая и опуская его ручки и ножки, приговаривая: «Ручки просыпаются, раз-два, раз-два, ножки просыпаются, раз-два, раз-два».

• Помассируйте пальчики, стопы ребенка, мочки ушек, помассируйте спинку.

• Понежьтесь с ним хотя-бы 2−3 минуты, поцелуйте, посидите рядышком.

Чего не нужно делать? Будить резким командным голосом, резко включать яркий свет, использовать для пробуждения громкую музыку, будильник, поднимать в спешке и постоянно торопить ребенка. Если с утра малыш в хорошем настроении, то и сборы в садик пройдут спокойно и без нервотрепки.

Как проявляется спад настроения у дошкольников?

Могут начаться жалобы на жизнь: «Почему мне вечно не везет», «У меня несчастная жизнь», «Я ничего не хочу», «Мне ничего не интересно». Ребенок может говорить, что не хочет ходить в садик, что ему надоели воспитатели. Также у детей можно наблюдать снижение аппетита, нежелание выполнять гигиенические процедуры (мыться, чистить зубы), сложности с концентрацией внимания.

Как помочь детям от 5 лет и старше?

  • Не осуждать и не критиковать ребенка, например: «Ну что ты вечно недоволен, сколько можно!», «Школа только началась, а у тебя уже все не так. Возьми себя в руки».
  • Не обесценивать чувства ребенка: «Ой, не придумывай, все нормально», «Мне надоело уже смотреть, как ты проблемы высасываешь из пальца» и так далее. Наоборот, старайтесь относиться с сочувствием к такому состоянию: «Понимаю, тебе сейчас грустно», «Да, иногда бывает такое настроение, что ничего не хочется», «Понимаю, у тебя сейчас плохое настроение, я могу тебе чем-то помочь?».
  • Старайтесь вместе, всей семьей, выбираться на природу, пока на деревьях красивые желтые и красные листья. Попытайтесь разглядеть красоту в этом времени года. Можно всем вместе насобирать букет осенних листьев, а дома вместе с ребенком заложить листья между страницами толстых книг, предложив высушить и вытащить в конце зимы.
  • В это время года настроение всей семье поднимет выпечка и напитки с имбирем и корицей. Выпечкой вы можете заняться вместе с ребенком — сначала готовить что-нибудь вкусненькое, а потом дружно накрывать на стол.
  • Как и малышам, более старшим детям также важны наши объятия и нежность, добрые слова и поддержка, внимание и понимание. Это лучшее лекарство от хандры, какое могут предложить родители своим детям. И не только осенью.
  • Еще одно замечательное совместное занятие — это просмотр хороших фильмов. Вот несколько хороших, добрых и легких фильмов, которые рекомендую посмотреть всей семьей, уютно завернувшись в пледы: «Приключения (каникулы) Петрова и Васечкина», «Гостья из будущего», «Мэри Поппинс, до свидания!», «Приключения Буратино», «Новогодние приключения Маши и Вити», «Мы с дедушкой».

Что посоветовать родителям?

Постарайтесь хотя бы несколько раз в месяц выбираться куда-то вдвоем, без детей. В театр, кино, ресторан, в гости, музей — куда угодно. Взрослым важно помнить, что они не только родители, но еще и супруги.

Договоритесь друг с другом и о том, что (желательно хотя бы раз в неделю) один из вас берет ребенка (детей) на себя и дает другому родителю провести время так, как ему хочется. Это может быть поход в магазин, встреча с друзьями, поход к косметологу, в баню, в гости — что угодно. Это хорошо появлияет на отношения супругов и эмоциональное состояние каждого.

Добавьте в ваш интерьер оранжевые, желтые и рыжие цвета. Это могут быть занавески, покрывала, постельное белье, полотенца, коврики, посуда и т. д. Такие цвета традиционно ассоциируются у нас с солнцем, летом и теплом. Находясь дома, вы будете постоянно видеть их, и это хорошо скажется на вашем эмоциональном состоянии.

Важно напоминать себе, даже когда на душе очень тоскливо и грустно, что осень и зима обязательно пройдут, а за ними будет весна и теплое солнечное лето.

Волкова Е.В., педагог- психолог высшей кв. категории