Формирование произношения звуков у детей с моторной алалией

     В постановке звуков нуждаются все моторные алалики. Особенностью этих детей является то, что у них могут отсутствовать все звуки, даже очень простые по артикуляции ([М, Т] и подобные). Может не быть гласных звуков. Поэтому предлагаемый в данной статье материал описывает постановку всех звуков русского языка (а не только тех, которые обычно нарушены при дислалии).

     Отсутствие звуков делает невозможным формирование у моторных алаликов внешней речи. Поэтому звуки детям надо поставить как можно раньше (прежде откорректировав у них моторные нарушения).

     В основе моторной алалии лежит нарушение у ребенка блока кинестетических функций (иначе – суставно-мышечного чувства), что приводит к нарушению моторики (кинетики) органов речи. Причем нарушаются не все движения, осуществляемые ртом, а лишь произвольные (преднамеренные). Инстинктивные движения остаются сохранными (ребенок во время еды открывает рот, двигает языком, жует; смеется, улыбается и т.п.). Это не составляет для моторных алаликов труда, поскольку у них нет собственно мышечных нарушений (их мышцы здоровы, нормально иннервируются, в них нет парезов и параличей, как при дизартрии или анартрии).

     Рассмотрим кратко, каким образом у моторных алаликов нарушены кинестетические функции (суставно-мышечное чувство).

  • У детей не развиты (или очень плохо развиты) кинестетические ощущения в области органов речи. Ребенок не ощущает мышцами (образно говоря, «на ощупь»), в каком точно положении находятся в данный момент его язык, губы и нижняя челюсть.
  • В результате мозг получает (воспринимает) крайне недостаточную и неточную информацию о расположении органов речи и не может построить (воспроизвести) правильную картину их положений. То есть в мозгу создаются неточные кинестетические восприятия (образы, представления) – нарушается оральный кинестетический гнозис (узнавание, распознавание поз артикуляционных органов).
  • На фоне неточных, ошибочных представлений о положении органов речи мозг не может эффективно совершать планирование и осуществление произвольных (преднамеренных) действий. Страдает оральный (относящийся к области рта, «ротовой») праксис (произвольные действия – действия, совершающиеся по собственному намерению ребенка или по показу другого человека, по подражанию). Возникает тяжелая оральная диспраксия (грубое, но все же не полное нарушение способности к совершению действий органами речи) либо апраксия (полная неспособность к совершению действий). Апраксия или тяжелая диспраксия и приводят к моторной алалии. В первом случае ребенок молчит, во втором – он может произносить кое-какие неполноценные звуки, соединяя их в неразборчивые слова.
  • При моторной алалии у детей страдает не только произношение звуков (то есть не формируются артикулемы), но страдает еще и способность переключаться (переходить) со звука на звук. Ребенок, образно говоря, «не знает, не чувствует», с помощью каких движений это сделать – он «застревает» на звуках. Поэтому ему трудно соединять в слова даже те звуки, которые он научился произносить.
  • У детей с моторной алалией страдает и кинестетическая память – «память мышц» на совершение действий. Причем дети медленно запоминают и собственно артикуляции звуков, и порядок этих артикуляций в словах, и пути переключения с артикулемы на артикулему.

     Моторную алалию принято считать одним из звеньев в цепи прочих нарушений в структуре общего недоразвития речи, относя к первому уровню ОНР.

     Однако практика автора настоящей статьи показывает, что это не всегда так.

     Действительно, нарушения произношения при алалии могут входить в состав общего недоразвития речи наряду с обязательными для этого дефекта иными нарушениями: слоговой структуры, лексического и грамматического строя, фразовой речи. Но моторная алалия бывает и локальным дефектом, при котором нарушена лишь способность к произношению (вызванная локальным нарушением орального праксиса) при сохранности остальных речевых структур.

     Определить, с каким именно случаем мы имеем дело, сразу не удается. Истинный дефект выявляется лишь по мере занятий с ребенком, а именно, когда он начинает говорить. Только тогда мы можем увидеть, «скрывается» ли за моторной алалией общее недоразвитие речи (в этом случае становятся очевидными признаки ОНР: лексические, грамматические нарушения и проч.), или же мы имеем дело с «чистой» алалией (если признаки ОНР не появляются). В последнем случае после постановки звуков речь у моторных алаликов «запускается» сама собой по мере автоматизации звуков в словах. Тут ребенок просто получает недостающие ему произносительные «средства» для выражения своих мыслей.

     В связи со сказанным, работать с моторными алаликами можно двумя путями:

  • Начинать с формирования первоначальных речевых навыков, доступных ребенку, одновременно формируя произношение.
  • Начинать с постановки звуков, надеясь, что за моторной алалией не «прячется» ОНР, и речь по мере постановки звуков появится сама. Если после формирования произношения у ребенка обнаружатся признаки общего недоразвития речи, надо работать и над этим дефектом.

     Тактику работы логопед выбирает, сообразуясь с выявленным (и в том числе предполагаемым) дефектом ребенка. Однако надо учесть, что звуки алалику придется ставить в любом случае. Поэтому описанные в настоящей статье приемы постановки звуков при алалии подходят для работы любым методом.

     Поскольку кинестетические функция при моторной алалии выправляются не сразу и не сразу в полном объеме, при формировании звукопроизношения полезно придерживаться определенных подходов.

  • При постановке звуков надо опираться на тактильную поддержку. Кончик языка и слизистая оболочка рта богаты тактильными рецепторами. Тактильные ощущения (прикосновения, трение и проч.) помогают алалику скомпенсировать недостаток ощущений кинестетических (мышечных). Помогают определять положение языка во рту, находить место артикуляции звука. С целью тактильной поддержки хорошо использовать и пальцы ребенка – подушечки пальцев весьма тонкий орган осязания.
  • Звуки лучше ставить с использованием мануальных приемов (то есть руками). Можно использовать и специальные инструменты для перемещения языка ребенка и указания мест артикуляций звуков – например, деревянные шпатели, зубочистки и проч. Это ускоряет работу. Моторные нарушения алаликов бывают упорными, и преодолеть их полностью до постановки произношения удается не всегда. Но, пожалуй, не стоит увлекаться постановкой звуков с использованием сложных логопедических зондов – при такой постановке язык ребенка перемещается зондом без «ведома» ребенка. Ребенок не ощущает точно, что произошло у него во рту. Поставленные таким образом звуки запоминаются алаликом очень плохо, ему трудно воспроизвести движения, в совершении которых он не участвовал.
  • Если ребенок достаточно хорошо управляет речевым аппаратом, ставьте ему произношение звуков обычными способами, использующимися в логопедии при коррекции дислалии.
  • Не всегда надо стремиться сразу поставить ребенку полностью нормативное произношение звуков. Это не всегда возможно, а времени отнимает очень много. Для начала алалику можно поставить приблизительные варианты произношения звуков (особенно, сложных по артикуляции [Ш, Р] и подобных). На основе этих приблизительных, «временных» звуков можно «запускать» речь. Однако первичные, «временные» звуки акустически должны быть близки к нормативным (базовым): они могут произноситься неточно, смягченно и т.п., но смешений быть не должно. Звуки должны быть узнаваемы.
  • В дальнейшем звуки надо уточнить (доработать), то есть сформировать у детей полноценные варианты произнесения. То есть один и тот же звук у моторного алалика порой приходится ставить в несколько «заходов» (разумеется, чем меньше «заходов», тем лучше).
  • При постановке звуков логопед может (и должен) проговаривать звуки внятно, стимулируя этим ребенка к воспроизведению звуков по подражанию. С дислаликами мы обычно используем разные «хитрости», чтобы не навести их на уже сложившиеся у них неправильные способы произнесения. Здесь уловки не нужны. У алаликов нет ни дефектов произношения, ни замен (у них нет звуков вообще, разве что нечленораздельные «мычания» и воквлизации).
  • Дети с моторными нарушениями могут забывать, как произносятся звуки. Их приходится ставить заново.

    Предлагаемыми приемами (в силу их простоты) можно формировать произношение у совсем маленьких детей (двух-трех лет) с задержкой речевого развития.

Продолжение следует

Титова И.А., учитель-логопед высшей кв. категории