Детский аутизм – отклонение в работе мозга, вызывающее трудности в социализации из-за своеобразного восприятия мира.
Для детей с РАС характерны
*проблемы с речью
*проблемы с общением
*проблемы с обучением и последующей социализацией в обществе.
Из-за особенностей психики у таких детей сильнее всего страдает речь – одна из высших нервных функций. Она нужна людям для общения друг с другом, а большинство детей с РАС потребности в общении не испытывают, предпочитают обходиться жестами или бездействием.
Особенности речи при аутизме
❗Признаки расстройства речи, как правило, проявляются уже в первые годы жизни. Поэтому ребенок с РАС не понимает ценности разговора, не осознает, что с помощью слов можно влиять на окружающих и передавать им информацию или воспринимать ее таким образом.
Из-за этого развиваются многочисленные стандартные сложности:
🔴молчание по достижении возраста 2 года, когда говорить уже нужно;
🔴эхолалии – повторение, часто зацикленное, отдельных слов и целых фраз, сказанных другими людьми;
🔴 набор слов и фраз штампов, воспроизводимых автоматически, без понимания сути;
🔴неумение вести диалог при хорошо развитой монологической речи;
🔴трудности с произношением отдельных звуков;
🔴 неумение использовать личные местоимения;
🔴грамматические ошибки;
🔴 буквальное понимание значения слов.
Эхолалия, повторение типовых фраз, чаще появляется сразу, как только дети их услышат. Возможно, и через некоторое время. Запоминаются они целиком. Часто, при хорошей памяти ребенка, возникает иллюзия развитой способности разговаривать.
Развитие понимания речи
Исследования показывают, что, если ребенок не реагирует на обращения и прямые указания, ошибочно думать, что он не воспринимает и не запоминает их. Просто в связи с особенностями своего мышления, такие дети обращают внимание только на те разговоры, которые касаются непосредственно объекта их интересов.
Чтобы в будущем человек адаптировался в обществе при таком диагнозе, у детей с аутизмом нужно заниматься развитием понимания речи, выработать умение реагировать на чужие слова.
Как донести важность общения ребенку с аутизмом ?
Для этого разработаны такие рекомендации:
📍 Привязывайте свои высказывания к конкретной деятельности ребенка, апеллируя к эмоциональной составляющей. Рисуя тот или иной сюжет, проговаривайте детали своей работы. Мотивируйте малыша вспоминать эмоционально важные моменты, с этим связанные.
📍Комментариями вносите смысл в повторяющуюся деятельность.
📍 Расставляйте при беседе эмоциональные акценты на том, что привлекает внимание ребенка. Положительно оценивайте то, что ему нравится.
📍Указывайте на причинно-следственные связи, суть явлений, особенно если они чем-нибудь пугают аутиста или заинтересовывают. Дополнительно вы даете необходимые знания об устройстве мира.
📍 Разъясняйте важные и обыденные жизненные события, тем самым давая схемы общественно принятых правил. Объясняя поведение свое или других людей с точки зрения логики, вы также даете алгоритмы типового поведения. Малыш их запоминает, и затем может применять в течение взрослой жизни.
📍 Проговаривайте чувства и эмоции, которые испытывают как окружающие, так и сам ребенок. Для него сложно понять поведение окружающих, разобраться в том, что чувствует он и какие эмоциональные реакции какими словами выразить.
📍Говорите сложными предложениями, давайте развернутые объяснения. На самом деле, чем интереснее, разнообразнее вы говорите, тем больший интерес испытывает ребенок. Слова больше привлекают внимание, лучше запоминаются.
Как разговорить аутиста
Чтоб разговорить ребенка с РАС, разработаны ряд подходов:
🔴 Провоцирование непроизвольного подражания. Занимаясь делом, вызывающим интерес у малыша, привлекайте его помочь. Сопровождайте все действия звуками, словами. Например, набирая текст или выдувая воздушные пузыри, сначала сделайте это сами, делая максимально эмоциональное лицо. Затем предложите малышу, сопровождая процесс звукоподражанием или положительным комментарием «Какой ты молодец, как здорово получается».
🔴 Подталкивание к непроизвольным словесным реакциям. Сопровождайте постоянные действия какими-нибудь знакомыми строчками песенки или стихов, замалчивая последнее слово в строчке, чтобы ребенок произносил его сам.
🔴Необходимы развивающие дыхательные и артикуляционные занятия для детей, не говорящих в возрасте 4-5 лет. Так как их артикуляционный аппарат не развит, чтобы они заговорили, понадобится дополнительная тренировка.
Титова И.А., учитель-логопед высшей кв. категории