Что должен знать и уметь ребёнок при зачислении в 1-й класс
Любому родителю стоит заблаговременно позаботиться о готовности своего ребенка к поступлению в школу. Чем раньше вы начнете заниматься с малышом, тем глубже он усвоит информацию, и увереннее будет чувствовать себя в школе.
Ведущие детские психологи и педагоги сходятся во мнении, что усвоение ребенком школьной программы проходит намного эффективнее, если он обладает базовыми знаниями и навыками, иными словами, достаточно эрудирован. Мы предлагаем вам список вопросов, по которым обычно определяется уровень развития ребенка.
Имейте в виду, что ребенку следует не только знать ответы на эти вопросы, но и уметь озвучить их перед незнакомым взрослым человеком, если его будут спрашивать. В этом в определенной степени выражается коммуникативная и социальная готовность ребенка к школе. Устанавливать контакты, поддерживать общение, отвечать на вопросы и объяснять свою точку зрения – все это понадобится делать в повседневной школьной жизни, и лучше, если ребенок научится этому заранее.
А знать ребенку нужно следующее:
- свое полное имя, отчество и фамилию;
- свой возраст и дату рождения;
- фамилию, имя и отчество родителей, их профессию;
- свой домашний адрес: название города, улицы, номер дома, этажа, квартиры;
- основные достопримечательности своего города (2-3 места);
- название своей страны и ее столицы;
- последовательность дней недели, месяцев, времен года; основные приметы каждого времени года; растения;
- домашних и диких животных и их детенышей;
- части тела человека;
- профессии (самые простые и распространенные: врач, воспитатель, продавец, водитель, повар;
- русские народные сказки.
Также ребенок должен уметь:
- различать живое и неживое;
- единственное и множественное число;
- счёт в пределах 10 и обратно;
- утро, день, вечер и ночь;
- одежду, обувь и головные уборы;
- птиц, рыб, зверей, насекомых;
- овощи, фрукты, грибы, ягоды (соответственно местности);
- наземный, водный и воздушный транспорт;
- посуду, мебель и т.д.;
- различать геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал;
- свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, иметь представление о понятиях «право» — «лево», «верх» — «низ» и т.д.;
- рассказать наизусть небольшое стихотворение;
- уметь пересказать прослушанный или прочитанный рассказ (из 5-6 предложений);
- придумать рассказ по картинке;
- запомнить и назвать по памяти 6-10 предметов, картинок, слов;
- правильно держать карандаш, ручку, кисточку;
- без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии;
- рисовать геометрические фигуры,
- аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов;
Все это можно развивать с помощью специальных игр и упражнений.
В настоящее время мы разработали картотеки игр по следующим направлениям:
- Картотека игр на развитие компонентов готовности к школьному обучению
- Картотека игр на развитие памяти
- Картотека игр на классификацию предметов
- Картотека игр на развитие фонематического восприятия
Вы можете использовать наши материалы (выложены на сайте, см выше) или использовать собственные развивающие игры. Наша общая задача – помочь ребенку освоить необходимый набор знаний и навыков, которые обеспечат ему уверенное вхождение в школьную жизнь.
Волкова Е.В., педагог-психолог высшей кв. категории