Рекомендации родителям будущих первоклассников по результатам исследования уровня психофизиологической готовности к школьному обучению

Что должен знать и уметь ребёнок при зачислении в 1-й класс

Любому родителю стоит заблаговременно позаботиться о готовности своего ребенка к поступлению в школу. Чем раньше вы начнете заниматься с малышом, тем глубже он усвоит информацию, и увереннее будет чувствовать себя в школе.

Ведущие детские психологи и педагоги сходятся во мнении, что усвоение ребенком школьной программы проходит намного эффективнее, если он обладает базовыми знаниями и навыками, иными словами, достаточно эрудирован. Мы предлагаем вам список вопросов, по которым обычно определяется уровень развития ребенка.

Имейте в виду, что ребенку следует не только знать ответы на эти вопросы, но и уметь озвучить их перед незнакомым взрослым человеком, если его будут спрашивать. В этом в определенной степени выражается коммуникативная и социальная готовность ребенка к школе. Устанавливать контакты, поддерживать общение, отвечать на вопросы и объяснять свою точку зрения – все это понадобится делать в повседневной школьной жизни, и лучше, если ребенок научится этому заранее.

А знать ребенку нужно следующее:

  • свое полное имя, отчество и фамилию;
  • свой возраст и дату рождения;
  • фамилию, имя и отчество родителей, их профессию;
  • свой домашний адрес: название города, улицы, номер дома, этажа, квартиры;
  • основные достопримечательности своего города (2-3 места);
  • название своей страны и ее столицы;
  • последовательность дней недели, месяцев, времен года; основные приметы каждого времени года; растения;
  • домашних и диких животных и их детенышей;
  • части тела человека;
  • профессии (самые простые и распространенные: врач, воспитатель, продавец, водитель, повар;
  • русские народные сказки.

Также ребенок должен уметь:

  • различать живое и неживое;
  • единственное и множественное число;
  • счёт в пределах 10 и обратно;
  • утро, день, вечер и ночь;
  • одежду, обувь и головные уборы;
  • птиц, рыб, зверей, насекомых;
  • овощи, фрукты, грибы, ягоды (соответственно местности);
  • наземный, водный и воздушный транспорт;
  • посуду, мебель и т.д.;
  • различать геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал;
  • свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, иметь представление о понятиях «право» — «лево», «верх» — «низ» и т.д.;
  • рассказать наизусть небольшое стихотворение;
  • уметь пересказать прослушанный или прочитанный рассказ (из 5-6 предложений);
  • придумать рассказ по картинке;
  • запомнить и назвать по памяти 6-10 предметов, картинок, слов;
  • правильно держать карандаш, ручку, кисточку;
  • без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии;
  • рисовать геометрические фигуры,
  • аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов;

Все это можно развивать с помощью специальных игр и упражнений.

В настоящее время мы разработали картотеки игр по следующим направлениям:

Вы можете использовать наши материалы (выложены на сайте, см выше) или использовать собственные развивающие игры. Наша общая задача – помочь ребенку освоить необходимый набор знаний и навыков, которые обеспечат ему уверенное вхождение в школьную жизнь.

Волкова Е.В., педагог-психолог высшей кв. категории