Основной задачей подготовки к школе детей с ЗПР является повышение уровня психического развития ребенка: интеллектуального, эмоционального, социального.
Подготовка к школе ребенка с ЗПР осуществляется с целью помочь ему на начальной ступени обучения освоить необходимые знания, умения и навыки, способы учебной работы и адаптироваться в традиционной системе обучения.
Формирование дошкольных знаний и представлений, а также способов деятельности рассматривается не как самоцель, а как одно из средств психического развития ребенка и воспитания у него положительных качеств личности.
Особенности познавательной и речевой деятельности детей с ЗПР при поступлении в школу:
1. Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний и представлений об окружающем мире.
2. Недостаточность процесса обработки сенсорной информации, вследствие чего снижена эффективность восприятия (образы не достаточно дифференцированные и полные). Это ограничивает возможности наглядного мышления (дорисовывание предметов, составление целого из частей).
3. Внимание характеризуется низкой концентрацией, повышенной отвлекаемостью, фрагментарным выполнением учебных и внеучебных заданий.
4. Особенности мышления: снижен уровень сформированности всех основных интеллектуальных операций: анализа, обобщения, абстракции, переноса. Также обнаруживается недостаточная гибкость мышления, склонность к стереотипным решениям, использование неадекватных способов действия.
5. Малая дифференцированность движений кистей рук, трудности формирования сложных серийных движений и действий отрицательно отражаются на продуктивной деятельности – лепке, рисовании, конструировании.
6. Замедленное формирование элементов учебной деятельности – ребенок принимает и понимает задание, но нуждается в помощи взрослого для усвоения способа действия при выполнении последующих заданий.
7. Игровая деятельность:
— неумение без помощи взрослого развернуть совместную игру в соответствии с общим замыслом, недоучет общих интересов, неспособность контролировать свое поведение. Они обычно предпочитают подвижную игру без правил.
— при переходе из детского сада в школу не могут плавно перейти к новому виду ведущей деятельности – учебной.
8. Речевое развитие:
— общая вялость артикуляции;
— недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижение слухо — речевой памяти;
— нарушения звукопроизношения;
— нарушение слоговой структуры слов;
— бедность и недостаточная дифференцированность словаря;
— трудности усвоения логико-грамматических конструкций.
В процессе коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей с ЗПР в период подготовки их к школе ставьте перед собой следующие задачи:
— сенсорное развитие, соответствующее возрасту: освоение эталонов — образцов цвета, формы, величины, эталонов звуков; накопление обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина), материалов;
— освоение предметно-практической деятельности, способствующей выявлению разнообразных свойств в предметах, а также пониманию отношений между предметами (временных, пространственных, количественных);
— освоение продуктивных видов деятельности (конструирование, лепка, аппликация, работа с природным материалом), способствующих сенсорному, умственному, речевому развитию ребенка;
— накопление языковых представлений, развитие фонетико — фонематических процессов, подготовка к обучению грамоте;
— уточнение, обогащение и систематизация словаря на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира;
— формирование диалогической и монологической форм речи, развитие навыков общения;
— развитие элементарных математических представлений и понятий, соответствующих возрасту;
— формирование соответствующих возрасту навыков игровой деятельности (освоение игры по правилам, сюжетно-ролевой игры), а также элементов учебной деятельности.
Рекомендации по подготовке к школе детей с ЗПР
1. Позаботьтесь о психологическом комфорте ребенка, дайте ему почувствовать вашу любовь и поддержку; вместо наказания задействуйте мотивацию (если ты уберёшь за собой игрушки, то сможешь посмотреть мультики; если будешь капризничать, я не буду читать тебе эту книжку);
2. Поощряйте его познавательную мотивацию. Выполнение каких-либо заданий должно быть окрашено для ребёнка позитивными эмоциями, подача нового знания должна происходить в форме сюрприза, интересной игры. Во время выполнения заданий не кричите на него, не критикуйте. Больше хвалите, даже за незначительный, как вам может показаться, успех. В день можно заниматься по полчаса, через каждые 10 минут делайте разминки, пальчиковую гимнастику;
3. При выполнении задания используйте больше наглядности, тренируйте пальчики ребёнка (делайте аппликации, учите его вырезать ножницами, клеить, собирайте узоры из мозаики, учите правильно держать карандаш, лепите из пластилина), не злоупотребляйте интерактивными заданиями (по телевизору или интернету) – используйте их как мотиватор для выполнения менее интересных, но важных заданий (сделал все задания – теперь можно на компьютере поиграть); чтобы ребенок проще выполнял ваши просьбы, можете приготовить для него разноцветные карточки с символом какого-то действия (например, попросите ребёнка не кричать и покажите зелёную карточку с нарисованным листочком, которая будет означать потребность в тишине – скажите ребёнку: «а давай послушаем тишину» и т.д.);
4. В силу повышенной отвлекаемости, такой ребенок нуждается в многократном, терпеливом повторении просьбы (например, вы попросили его убрать игрушки, он поубирал 5 минут и переключился на собирание пазлов – в этом случае необходимо терпеливо вернуть его к прошлому действию; не поручайте ему работу, результат которой нельзя оценить через короткий промежуток времени (до получаса), т.к. он быстро теряет интерес к продолжительной деятельности. Поручая ребёнку задание, дробите его на части (например, не «собери игрушки», а «сначала собери кубики, потом конструктор» и т.п.). Во время занятия избегайте посторонних шумов. Ограничьте просмотр телевизора – максимум 40 минут в день;
5. Учите ребенка организовывать свою деятельность – убирать за собой вещи, игрушки, мыть руки, раздеваться-одеваться. Он должен понять, что порядок – это важно;
6. Прививайте ребенку самодисциплину (познакомьте его с правилами поведения дома и на улице – что ему можно делать, а что нельзя (нельзя лазать в шкаф без спроса, нельзя брать чужие вещи, что регулярно нужно мыть руки, не ложиться спать, не почистив зубы, спрашивать разрешение и т.д.; следите за выполнением этих правил, не пускайте всё на самотёк);
7. Проявляйте настойчивость – чтобы ребенок выполнил вашу просьбу, нужно установить с ним контакт глаз и убедиться, что он вас услышал и понял, добейтесь от него утвердительного ответа, что он действительно понял, чего от него хотят. Не кричите, но при этом и не позволяйте, чтобы ребёнок вас игнорировал;
8. Личный пример. Если вы учите ребёнка не переходить дорогу на красный свет, а сами регулярно нарушаете, то это правило не отложится в его голове, т.к. ребёнок копирует ваше поведение;
9. Учите ребенка ориентироваться в пространстве – осваивайте понятия справа, слева, вверху, внизу, спереди, сзади, на, над, под; во время прогулки, попросите его показать вам дорогу до вашего дома и т.п.;
10. Занятия физкультурой разовьют крупную моторику ребёнка, улучшат координацию движений;
11. Чтобы ребенок научился чему-то, необходимо учитывать зону его ближайшего развития – выполняя задание, сначала проговорите его, убедитесь, что ребенок вас услышал, если он не понял, проделайте сначала вместе с ним, и как только почувствуете в нём уверенность – предоставьте делать задание самостоятельно (например, если вы сказали, обведи фигуру по контуру, а ребёнок не понял, проделайте вместе с ним рука в руке);
12. Во время занятий с ребенком играйте в «школу», вы – учитель, а он – ученик. Если ваш ребёнок умеет разговаривать, любит книги, предложите ему побыть учителем и поучить вас. Рассказывайте ребенку о том, что интересного с ним может произойти в школе, читайте рассказы, сказки про школу;
13. Учите ребенка не стесняться выражать своё мнение, учите, что ошибаться могут все, побуждайте его к рассуждению, задавайте интересные вопросы, загадывайте загадки, поощряйте его любознательность, не отмахивайтесь от него. Известнейшие педагоги нашей страны утверждали, что потребность «быть хорошим» формируется только у тех детей, которых взрослые считают хорошими. Лишь успех формирует достаточную веру ребенка в себя;
14. Когда ребенок начнет учиться в школе, не ругайте его за плохие оценки – учеба должна стать для него интересной в первую очередь сама по себе, а не из-за оценок;
15. По завершении задания, попросите ребенка оценить свою работу с помощью разноцветных смайликов (жёлтый смайлик – отлично; зелёный – нужно ещё потренироваться);
16. Предоставляйте ребенку выбор во время занятия: «выбирай, чем мы займёмся – будем лепить, или клеить аппликацию, что ты хочешь лепить?» Ребенок должен почувствовать себя не просто исполнителем, а творцом в вашем совместном занятии;
17. Снижайте уровень тревоги ребёнка похвалой, словами любви. Отлично подойдёт общение с животными, рисование красками с прослушиванием классической музыки, занятия с песком. Также есть много других техник работы с тревогой и страхами.
Титова И.А., учитель-логопед высшей кв. категории