Для полноценного формирования устной речи ребёнка важно развивать у него мелкую моторику рук, так как области коры головного мозга «отвечающие» за движения органов речи и управляющие движениями пальцев рук расположены в непосредственной близости друг от друга. Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от движущихся пальцев рук «тревожат» расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность.
Таким образом, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают влияние на развитие речи ребёнка. Пальчиковые игры способствуют не только развитию мелкой моторики и координации движений рук, но и стимулируют развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти. Дети учатся согласовывать текст с движением, что в свою очередь способствует активизации и пополнению словаря, развитию связной речи, так как стихотворные тексты легче запоминаются и содержат все части речи.
Кроме пальчиковой гимнастики детям с нарушением пальцевой моторики полезно собирать пазлы, работать с конструктором, играть на детском пианино, застёгивать и расстёгивать пуговицы без помощи взрослого, завязывать шнурки, собирать рассыпанные мелкие предметы и т. п. Пальчиковые игры также способствуют подготовке руки ребёнка к школе, так как развивают мускулатуру руки.
Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям и играм на развитие мелкой моторики решают сразу две задачи:
- Влияют на общее интеллектуальное развитие ребёнка;
- Готовят ребёнка к овладению навыками письма.
Таким образом, ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание и память, связная речь.
Ниже предлагаем вам несколько пальчиковых игр, которые можно разучить вместе с детьми.
Моя семья
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А вот этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!
Поочерёдно сгибать пальцы на обеих руках, начиная с большого. На последнюю строчку – показать ладошки.
Капуста
Мы капусту рубим – рубим,
Мы капусту солим – солим,
Мы капусту трём – трём,
Мы капусту жмём – жмём.
На первую строчку – поочерёдные движения прямыми ладонями вверх – вниз, на вторую строчку – поочередное поглаживание подушечек пальцев, на третью – потирать кулачок о кулачок, на четвёртую – сжимать и разжимать кулаки.
Стирка
Мы бельё стирали,
В речке полоскали,
Выжали, развесили –
То-то стало весело!
На первую строчку – тереть один кулачок об другой, на вторую – движения ладонями вправо-влево, на третью – сжимать-разжимать кулачки, имитировать движения, изображающие развешивание белья; на четвёртую – круговые движения кистями, ладони вверх, пальцы разведены в стороны («фонарики»).
Сидит белка на тележке
Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки:
Воробью, синичке,
Лисичке-сестричке,
Мишке косолапому,
Заиньке усатому.
На первые две строчки – ритмичное сгибание пальцев обеих рук в ритме потешки, на следующие строчки поочерёдное сгибание пальцев, начиная с большого.
Снежный ком
Взяли дети белый ком,
Лепить будем снежный дом,
Мы польём его водой,
Домик будет ледяной.
Ком за комом мы кладём,
Вот и вылепили дом.
На первые две строчки – имитировать движения, изображающие лепку снежков; на третью, четвёртую – «плескать» ладонями воду; на пятую, шестую – ставить кулачок на кулачок, затем нарисовать в воздухе ладонями домик.
Ломовцева М.В., учитель-логопед высшей кв. категории