знание букв не исключает серьезных затруднений . 2 часть

Работа по развитию фонематического восприятия начинается на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи. Задания предлагаются в строгой последовательности, условно подразделяясь на шесть этапов:

  1. узнавание неречевых звуков.
  2. различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.
  3. различение слов, близких по звуковому составу.
  4. различение слогов.
  5. различение звуков.
  6. анализ звукового состава слова.
    Давайте же приступим к занятиям по развитию фонематического слуха у Вашего малыша!
    1 этап — узнавание неречевых звуков
    Цель первого этапа — развитие слухового внимания и слуховой памяти, что особенно важно для успешного развития фонематического восприятия вообще. Неумение вслушиваться в речь окружающих часто является одной из причин неправильного произношения, поэтому нужно научить ребенка слышать звуки, уметь их сравнивать.
    Рассмотрим, какие игры и упражнения можно проводить с детьми на первом этапе работы.
  7. Предложите малышу послушать звуки за окном: Закрой глазки и прислушайся! Что шумит? Что гудит? Кто кричит? Кто разговаривает? Кто смеется?
  8. Используйте следующие игры:
    Игра «Солнце или дождик?»
    Сегодня мы пойдем гулять. Дождика нет. Погода хорошая, светит солнышко, и можно собирать цветы. Ты гуляй, а я буду звенеть бубном, будем весело гулять под эти звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в бубен, а ты, услышав стук, должен бежать под зонтик. Слушай внимательно!
    Игра «Солнце и дождик» достаточно простая, однако очень нравится деткам и проходит всегда весело!
    Игра «Большой или маленький»
    Посадите на стол двух игрушечных зайцев (кукол или мишек) — большого и маленького. Объясните и покажите, как играет на барабане большой зайчик, у которого много сил, — громко, сильно, и как маленький — тихо. Затем закройте игрушки ширмой и за ней производите то громкие, то тихие удары в барабан. Малыш должен отгадать и показать, который из зайцев только что играл.
    Такие игры нужно проводить с детьми, начиная с 2-3 лет. Но даже если малыш уже старше и вы обнаружили снижение фонематического слуха, вам так же следует начать работу именно с этих игр. Поскольку только постепенное усложнение заданий позволит добиться максимальной эффективности.
    2 этап — различение высоты, силы, тембра голоса
    На этом этапе необходимо научить ребенка понимать интонацию речи и самому владеть теми средствами, которыми выражаются эмоциональные оттенки речи.
    Игра «Далеко — близко»
    Игра направлена на развитие основных качеств голоса: силы, высоты.
    Взрослый показывает ребенку игрушечного котенка и просит внимательно послушать и запомнить, как он мяукает, когда находится близко (громко), и как — когда далеко (тихо). Затем произносит «Мяу», меняя силу голоса, а малыш отгадывает, близко или далеко мяукает котенок. Затем малыш сам мяукает по сигналу взрослого: «близко» — «далеко».
    Дальнейшее усложнение игры состоит в том, что ребенок будет различать мяуканье, ориентируясь на тембр и индивидуальные особенности голоса говорящего. Взрослый объясняет, что котенок очень боится щенка и мяукает жалобно, дрожа и замирая от страха. Ребенок должен мяукнуть, изображая страх.
    Аналогично можно играть, различая, где гудит пароход («у-у-у») — далеко (тихо) или близко (громко); какая дудочка играет — большая («у-у-у» произносит низким голосом) или маленькая («у-у-у» произносит высоким голосом); кто плачет — мальчик («а-а-а» низким голосом) или девочка («а-а-а» высоким голосом).
    Кроме того, на этом этапе важно научить ребенка определять на слух темп речи. Помогут в этом игры на выполнение движений в соответствующем темпе.
    Игра «Угадай, как надо делать»
    Взрослый несколько раз произносит в разном темпе фразу: «Мелет мельница зерно». Дети, подражая работе мельницы, должны делать круговые движения руками в том же темпе, в котором говорит взрослый. Так же можно обыграть другие фразы («Наши ноги ходили по дороге») или даже стишки:
    Капля раз, капля два,
    Капля медленно сперва-
    Кап, кап, кап, кап. (медленные хлопк)и
    Стали капли поспевать.
    Капля каплю догонять-
    Кап, кап, кап, кап. (хлопки чаще)
    Зонтик поскорей раскроем,
    От дождя себя укроем. (руки над головой)
    Используйте драматизацию.
    Взрослый рассказывает сказку «Три медведя», сопровождая свою речь показом иллюстраций. Произнося реплики то очень низким, то средним по высоте, то высоким голосом спрашивает: «Кто это говорит?» Малыш угадывает медведей.
    Спросите, например: — Что сказал Михаил Иванович, когда увидел, что его стул сдвинут?
    Малыш, отвечая на вопросы, меняет соответственно высоту голоса. Взрослый должен следить, чтобы подражая Мишутке, Анастасии Петровне и Михаилу Ивановичу, он не говорил очень высоко (до писка) и очень низко (до хрипоты в голосе), т.е. чтобы повышал и понижал голос в доступных для него пределах.
    С детками постарше можно драматизировать эту сказку.
    В игре с ребенком 2-4 лет взрослый руководит ходом игры, беря на себя роль ведущего. Дети 5-7 лет, выучив правила игры, могут играть в нее самостоятельно.
    3 этап – различение слов, близких по звуковому составу
    Овладение ребенком речью связано с его повышенным интересом к звучащему слову. Малыш к концу второго года жизни становится настоящим выдумщиком, сочиняя целые песенки, состоящие из набора разных звуков и слов, близких по звучанию. Он вслушивается в их сочетание, наслаждаясь звучанием. Тем самым, ребенок производит большую мыслительную работу над звуковой стороной слова.
    Игра «Не ошибись»
    Взрослый показывает ребенку картинку и громко, четко называет изображение: «Бумага». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Когда я ошибусь, хлопни в ладоши». Затем произносит: «Бумага — пумага — тумага — пумака — бумака». Игра интересна детишкам и они всегда радостно откликаются на нее. Необходимо подчеркнуть, что начинать надо со слов простых по звуковому составу, постепенно переходя к более сложным.
    Усложнение этой игры состоит в том, что ребенок должен реагировать на неверно сказанное слово не хлопком, а поднятием кружка из цветного картона. Сначала взрослый предлагает детям, услышав неверное слово, поднимать красный кружок; в дальнейшем — красный, если заметят ошибку, и зеленый, если слово произнесено верно. Последний вариант игры в большей степени способствует развитию у детей внимания.
    Можно использовать стишки для включения в них недостающего слова, что развивает в детях чувство ритма и рифмы, способствует пополнению словарного запаса, улучшает фонематические представления ребенка.
    В Африке найдем не раз мы кокос и (ананас).
    Спорят брошки и заколки: у кого острей (иголки)».
    Ослик любит очень золотую (осень)».
    4 этап — различение слогов
    Слог является минимальной единицей речевого потока. Удачно для игр на различение слогов брать звукоподражания. В такие игры с интересом будут играть как совсем малыши, так и детки постарше.
    Игра «Кто как кричит?»
    Взрослый выставляет картинки и говорит: «Посмотри на картинки, послушайте, кто как кричит и повтори».
  • Девочка заблудилась в лесу и кричит: «Ау!»
  • Малыш плачет: «Уа!»
  • Филин сидит на суку: «ФУ- фу!»
  • Довольный поросенок лежит в луже: «Уф- уф!»
    «Запомнил, кто как кричит? Теперь я буду показывать картинку, а ты говори».
    Другой вариант игры: картинки у ребенка. Взрослый произносит слоги, а малыш поднимает соответствующую картинку.
    Игра «Будь внимателен»
    Взрослый произносит несколько слогов (на-на-на-па), а ребенок определяет, что здесь лишнее (па). Затем ряды усложняются (на-но-на); ка-ка-га-ка; па-ба-па-па.
    5 этап — различение звуков
    В любом языке существует определенное количество звуков, которые создают звуковой облик слова. Звук вне речи не имеет значения, он приобретает его лишь в структуре слова, помогая отличать одно слово от другого (дом, ком, сом, лом, том). Такой звук — называется фонемой (отсюда и «фонематический слух»).
    Каждый помнит такую характеристику звука, как — согласные и гласные звуки. Начинать нужно с различения гласных звуков.
    Взрослый дает ребенку картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: «Поезд гудит у-у-у-у; девочка плачет а-а-а-а; птичка поет и-и-и-и.» Далее он произносит каждый звук длительно, а ребенок поднимает соответствующую картинку.
    Аналогичным образом проводится работа по различению согласных звуков.
    Игра «Прогулка на велосипедах».
  • Взрослый говорит: «Сейчас мы поедем кататься на велосипедах. Проверим, хорошо ли надуты шины. Подкачаем еще насосом: ссс… (Дети имитируют) Слышите, воздух шипит: шшш…»
  • Будьте внимательны, если я покажу картинку с изображением насоса, вы должны сказать: ссс…, а если с изображением шины — шшш…
    Подобным образазом проводится игра «Жук и комар» со звуками ссс и жжж.
    Характерной особенностью системы согласных звуков русского языка является наличие в ней пар твердых и мягких звуков. Их дети должны хорошо различать, тогда им будет легче овладеть правописанием.
    Игра «Угадай, кто поет»
  • Поехал поезд в далекий путь: «т-т-т». Птичка песенку поет: «ть-ть-ть».
    Взрослый поочередно, не спеша, многократно произносит слоги, где звуки т и ть сочетаются с разными гласными (ты-ты-ты; ти-ти-ти; тё-тё-тё; то-то-то; ту-ту-ту; тю-тю-тю; та-та-та; тя-тя-тя), а дети показывают соответствующие картинки. Потом взрослый показывает картинки, а ребенок поет соответствующую песенку.
    Такие игры очень нравятся и, главное, доступны деткам не только старшего дошкольного возраста, но и совсем маленьким (3-4 лет).
    6 этап — анализ звукового состава слова
    Термином «фонематический (звуковой) анализ» определяют как элементарные, так и сложные формы звукового анализа. Элементарные – это выделение звука на фоне слова. Вычленение первого и последнего звука из слова и определение его места (начало, середина или конец слова) относится сложной формы. Самым сложным звуковым анализом является определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука и перед каким). Способность к элементарному анализу появляется у детей дошкольного возраста спонтанно. А сложные формы возникают лишь в процессе специального обучения, да и то, только после того, как ребенок овладеет навыками элементарного анализа звукового состава слова.
    Работа начинается с анализа гласных звуков.
  1. Лучше всего дети слышат и выделяют ударный гласный из начала слова: Назови первый звук в слове: Улей, аист, Ира, Оля.
  2. Дать ребенку несколько одинаковых кружков. Взрослый произносит один, два и три гласных звука: а, ау, ауи. Ребенок откладывает на столе столько кружков, сколько звуков произнес взрослый.
  3. Игра «Пропустим мы во двор слов особенных набор».
    Взрослый предлагает детям изобразить закрытые ворота: ладони повернуты к лицу, соединить средние пальцы, большие пальцы обеих рук поднять вверх: «Во двор мы будем «пропускать» только слова с заданным звуком». Малыши открывают ворота (ставят ладони параллельно друг другу), если слышат в слове заданный звук. Если в слове нет указанного звука, ворота захлопываются. По окончании игры можно предложить детям вспомнить все слова, которые они «пропустили во двор».
    Приступаем к анализу согласных звуков. При этом должна соблюдаться последовательность: сначала учат выделять в слове последний согласный звук.
    Подберите картинки так, чтобы слово оканчивалось на согласный звук, положите в конверт. Ребенок вынимает картинки по одной, громко их называет, выделяя последний звук. Затем малыш называет звук отдельно (жук, лук, кот).
    Игра «Мяч не трогать иль поймать – постарайся отгадать».
    Взрослый предлагает ребенку ловить мяч, если он услышит в конце слова заданный звук, либо прятать руки за спину, если звука не окажется. Только после того, как малыш научится без труда выполнять такие задания, можно переходить к сложным формам звукового анализа: это определение места звука в слове (начало, середина, конец); определение последовательности звуков в слове, их количества.
    Как живо, весело и интересно проходят игры! Их проведение создаст и в Вашем доме атмосферу заинтересованности, поднимет настроение.
    Опыт, который приобретут Ваши дети, намного облегчит их вступление в школьную жизнь. И Вам не пришлось устраивать для этого некую школу на дому. Мы играли! А в игре и сложное становится доступным. Самое главное, верьте в своего ребенка и помогите ему постичь мир звуков!

Использованная литература:
Куниченко О.А. «Развитие фонематического слуха»
Ткаченко Т.А. «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа»

Титова И. А., учитель-логопед первой кв. категории