Пальчиковая гимнастика в средней группе

Состояние мелкой моторики у воспитанников детского сада – очень важный аспект. Многие мамы знают о влиянии, которое она оказывает на развитие речи ребенка. Давайте расширим и углубим наши знания о том, какую именно пользу может принести пальчиковая гимнастика детям. Ведь, занимаясь ею всего по несколько минут в день, можно за короткое время увидеть прогресс в способностях малыша.
Воспитанникам средней группы уделяется намного большее внимание в этом процессе, чем в младшей группе. Занятия становятся более интенсивными и ритмичными, нацеленными на определенный результат.
Особенности проведения пальчиковой гимнастики для детей в возрасте 4-5 лет
Прежде всего, отметим очевидную полезность таких занятий, которая состоит в следующем:
-помимо тренировки пальцев, гимнастика способствует развитию памяти, мышления и внимательности, синхронизации работы полушарий мозга;
-осуществляется подготовка руки дошкольника к письму;
-пальчиковые игры – это еще и своеобразный точечный массаж, который полезен сам по себе;
-и, конечно, главное – совершенствование речевых навыков, что очень актуально для детей возрастом 4-5 лет.
Грамотные педагоги проводят пальчиковую гимнастику в детском саду в соответствии с некоторыми правилами. Так, все упражнения необходимо делать, начиная с простейших, и лишь постепенно усложнять задания. Физическую нагрузку на пальцы также необходимо дозировать: к примеру, сначала выбирать игры для одной руки, потом – для второй и для обеих одновременно.
Нередко в такие занятия добавляются элементы кинезиологических упражнений – кроме пальчиковой, используется дыхательная и артикуляционная гимнастика, телесные движения, развивающие крупную моторику, а также расслабление и релаксация. Они направлены на активизацию так называемого межполушарного воздействия, что, в свою очередь, улучшает восприятие, повышает стресоустойчивость и оказывает общее благотворное влияние на состояние здоровья ребенка.
Дети, которые регулярно занимаются по специальному комплексу, быстрее научаться чтению, счету и письму. У них будет больший словарный запас, а непроизвольное запоминание различных стихотворных строк принесет пользу развитию памяти, что безусловно, едва не самое главное в школьной науке.
Примеры комплекса пальчиковой гимнастики в средней группе
Для достижения лучшего эффекта детская гимнастика для пальцев всегда проходит в игровой форме. Так малыши лучше запоминают и с удовольствием воспроизводят все упражнения, которые сопровождаются несложными и понятными рифмованными строчками.
Пример 1.
Этот пальчик хочет спать (поднимаем левую руку к себе ладонью),
Этот пальчик – прыг в кровать! (начиная с мизинца, загибаем пальцы левой руки, используя правую),
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Тише, пальчик, не шуми («разговариваем» с большим пальцем и разгибаем все остальные),
Братиков не разбуди!
Встали пальчики, ура!
В детский сад идти пора!
Пример 2.
Палец указательный
Умный и внимательный.
Занят делом постоянно –
Он – помощник капитана!
(Сжимаем одну руку в кулак, вытягиваем вверх указательный палец и вращаем им: на первые две строчки – в одну сторону, затем – в другую).
Пример 3.
Ёж, ёж, где живешь? (показываем «колючки», переплетя пальцы в замок),
Я живу в густом лесу! (кладем кисти рук крест-накрест и попеременно меняем ту руку, что находится сверху),
Ёж, ёж, что несешь? (снова показываем «колючки»),
В норку яблочки несу! (стучим кулак о кулак),
Буду яблочки делить, (производим рубящие движения правой ладонью о левую),
Своих деточек кормить! (то же самое, меняем ладони).

Развитие мелкой моторики у детей в средней группе предполагает не только пальчиковую гимнастику, но и другие занятия: складывание кубиков, лепку из глины или пластилина, рисование цветными карандашами, выполнение аппликаций из бумаги, новые веяния в детском творчестве и развитии – элементы песочной терапии.
Для детей, у которых уровень развития речи не соответствует возрасту, подобные занятия являются отличным способом улучшить свои навыки и догнать своих сверстников. Занятия, которые проводятся воспитателями – это очень хорошо, но и когда ребенок находится дома, не упускайте любой возможности чтобы позаниматься с ним, ведь малышу эти игровые занятия приносят и пользу и радость. Ну а если ребенок находится на домашнем воспитании и в силу обстоятельств не может посещать детское учреждение, то такие упражнения являются обязательными. Родителям совсем не сложно их освоить, ведь для этого не требуется какая-либо подготовка или особые знания. Всё просто, весело и легко.

Титова И.А., учитель-логопед первой кв. категории